Буржуазно-либеральная оппозиция. Массовое движение пролетариата и крестьянства в начале XX в. способствовало пробуждению политической активности буржуазных либералов и мелкобуржуазной интеллигенции.
Опорными пунктами либеральных помещиков были земские управы, ведавшие чисто местными делами сельского населения.
Либеральные помещики-земцы были связаны с либеральными буржуа и почти сливались с ними, потому что и сами начинали вести капиталистическое сельское хозяйство. В России стали возникать политические группы либеральной буржуазии, объединившиеся в январе 1904 г. в «Союз освобождения». Целью своей организации «освобожденцы» считали достижение в стране конституционно-монархического строя. Рабочих и крестьян, боровшихся за своё экономическое и политическое освобождение, либералы упрекали в «классовом эгоизме». Нищету крестьянства и аграрное движение они объясняли «невежеством крестьян», Выступая против революции, буржуазные либералы хотели добиться монархической конституции мирным путём.
На страницах «Искры» Ленин неустанно бичевал предательство и трусливость буржуазно-либеральной оппозиции.
В начале XX в. под влиянием крестьянского движения среди части мелкобуржуазной интеллигенции стали возрождаться народнические организации. В 1902 г. эти группы объединились в партию социалистов-революционеров — сокращённо эсеров (с.-р.). Партия эсеров возобновила индивидуальный террор против царских министров. В апреле 1902 г. был убит министр внутренних дел Сипягин. Новым министром внутренних дел стал крайний реакционер Плеве, ведавший многие годы тайной политической полицией. Террор эсеров, в особенности в условиях развернувшейся массовой борьбы, приносил громадный вред революционному движению. Во главе боевой организации партии эсеров стоял Азеф, как выяснилось позже, провокатор, который подчинял указаниям и интересам царской охранки всю террористическую деятельность партии эсеров, выдавая жандармам участников готовившихся террористических актов.
Партия эсеров называла себя социалистической партией и претендовала на защиту интересов единого «трудового народа», не отделяя в крестьянстве бедняков от кулаков. Эсеры представляли собой на деле не социалистов, а левое крыло буржуазной демократии. Буржуазные либералы тайно поддерживали террористическую деятельность эсеров и снабжали их средствами.
О партии эсеров Ленин в 1902 г. писал, как о партии «революционного авантюризма», стоящей в стороне от рабочего движения. Ленин указывал далее, что «без рабочего народа заведомо бессильны всякие бомбы». Всё ошибочное, что было в теории и практике прежних народников, было подхвачено эсерами.
II съезд РСДРП в своей резолюции об эсерах записал, что
«считает их деятельность вредной не только для политического развития пролетариата, но и для общедемократической борьбы против абсолютизма».
Царизм в борьбе с национально-освободительным движением.
Под влиянием развития капитализма и классовой борьбы пролетариата в конце XIX и начале XX в. угнетённые национальности, составлявшие 57% всего населения России, стали пробуждаться к активной политической жизни.
Царизм жестоко подавлял поднимавшееся национально-освободительное движение угнетённых народов России: к началу XX в. ещё более усилился национальный гнёт, уничтожались остатки культурных учреждений, в школах запрещалось преподавание на родном языке, преследовались национальные организации нерусских народностей.
Характеризуя колониальную политику царизма, товарищ Сталин пишет:
«Царизм намеренно культивировал на окраинах патриархально-феодальный гнёт для того, чтобы держать массы в рабстве и невежестве. Царизм намеренно заселил лучшие уголки окраин колонизаторскими элементами для того, чтобы оттеснить местные национальные массы в худшие районы и усилить национальную рознь. Царизм стеснял, а иногда просто упразднял местную школу, театр, просветительные учреждения для того, чтобы держать массы в темноте. Царизм пресекал всякую инициативу лучших людей местного населения. Наконец, царизм убивал всякую активность народных масс окраин» (Сталин, Соч., т. 4, стр. 356).
Во всех национальных районах царское правительство проводило политику насильственного обрусения. Особенно ярко эта политика проявлялась в области народного просвещения. На Кавказе в конце XIX в. одна школа приходилась на 300 русских, на 4 800 грузин, на 5 400 армян и на 17 300 азербайджанцев. Преподавание в начальной школе велось только на русском языке. Имелись сёла, где всё население было неграмотно. Высших учебных заведений на Кавказе не было.
Чтобы подавить национально-освободительное движение, царизм натравливал один народ на другой. В Закавказье царская полиция систематически разжигала национальную рознь между армянами и азербайджанцами. Министр внутренних дел Плеве являлся непосредственным вдохновителем кровавых еврейских погромов. В апреле 1903 г. полиция организовала страшный еврейский погром в Кишинёве. Это преступление царизма вызвало резкий протест всего прогрессивного человечества.
В Финляндии была уничтожена автономия. По закону 1901 г. финские воинские национальные части были упразднены. На все должности назначались русские чиновники, проводившие политику обрусения. В борьбе с национально-освободительным движением финского народа царизм опирался на местных помещиков-феодалов — финнов и шведов.
Большевики возглавляли революционную борьбу трудящихся масс всех угнетённых народов царской России и требовали полного уничтожения всякого национального гнёта. Они выставляли лозунг права наций на самоопределение вплоть до отделения от царской России, вплоть до образования самостоятельного государства.
Большевики неустанно указывали, что осуществить подлинное национальное освобождение угнетённых народов можно только в результате свержения царизма и уничтожения власти помещиков и капиталистов. Поэтому они призывали трудящихся всех народов России объединить свои силы вокруг российского пролетариата как передового борца и руководителя революционной борьбой всей многонациональной России. Ленин и Сталин разоблачали попытки националистических партий отвлечь трудящихся угнетённых национальностей от совместной с русским народом борьбы за демократию и за социализм.
К НАЧАЛУ УЧЕБНИКА
|