Национальный вопрос в годы войны
Империалистическую войну буржуазия во всех странах объявила войной в защиту слабых наций. На самом деле угнетённые национальности в годы войны попали в ещё большую зависимость от империалистической буржуазии. Колониальные народы являлись источником пополнения воюющих армий «пушечным мясом».
Национально-освободительное движение в годы войны быстро шло к превращению в революционное восстание против империализма. Ленин и Сталин указывали, что национально-освободительное революционное движение угнетённых народов является резервом пролетарской революции. Большевики решительно выступали против национального гнёта в России и в других странах, отстаивая право наций на самоопределение, проповедуя международное единство рабочего класса в его борьбе за социализм.
Большевики разоблачали политику национального угнетения со стороны царизма и империалистической буржуазии других стран.
Восстание в Средней Азии и Казахстане
Война принесла тяжёлые страдания угнетённым народам царской России. Изыскивая новые источники доходов для ведения войны, царизм обложил население окраин дополнительным налогом. Особенно хищнической эксплуатации подвергались народы Средней Азии. В оседлых хлопководческих районах эксплуататоры опутали весь край кабальными договорами. За годы войны площадь посевов хлопка возросла в полтора раза, но дехкане не могли пользоваться продуктом своего труда. Большую часть урожая они отдавали в уплату за аренду земли. Другая часть урожая продавалась за бесценок, так как правительство нормировало цены на хлопок в ущерб дехканам. В то же время цены на промышленные товары чрезвычайно возросли. Узбекским дехканам, почти не сеявшим хлеба, угрожал голод, так как из-за железнодорожной разрухи хлеб почти не подвозился.
В кочевых и полукочевых районах Средней Азии и Казахстана положение было ещё тяжелее. Правительство продолжало сгонять киргизов и казахов с их земель, отдавая эти земли русским переселенцам. В 1915 г. русским помещикам, чиновникам и кулакам было отдано 1 800 тыс. га лучшей земли казахов и киргизов. Непрерывные военные реквизиции лошадей, рогатого скота и шерсти совершенно разорили дехкан. Притеснения и поборы со стороны местных властей усугубляли бесправие населения.
Поводом к широкому восстанию трудящихся в Средней Азии явился приказ царского правительства в июне 1916 г. о «реквизиции» (призыве) населения от 19 до 43-летнего возраста на рытьё окопов и другие фронтовые работы, хотя по царским законам местное нерусское население освобождалось от воинской повинности.
Одновременно восстание было направлено и против феодально-байской верхушки, которая осуществляла «реквизицию» при помощи взяток и других злоупотреблений.
Узбеки, казахи, киргизы и туркмены отказывались подчиняться обременительному приказу, изданному как раз в рабочую пору. Первыми поднялись народы Узбекистана и Казахстана. Толпы возбуждённых узбеков в городах и селениях Ташкентского и Самаркандского уездов стали нападать на волостные управления, требуя уничтожить списки мобилизованных. К середине июля 1916 г. восстание охватило всю Фергану. Под Джизаком (Самаркандская область) начались настоящие сражения. Царские войска применили артиллерию. Повстанцы прервали связь между Верным (теперь Алма-Ата) и Ташкентом, отбили направлявшийся против них транспорт оружия, вооружили дехкан и вступили в бой с царскими солдатами. Только в октябре, когда против повстанцев Семиречья был послан карательный отряд, здесь удалось подавить восстание.
Особенно длительным и упорным было восстание казахов Тургайской (теперь Актюбинской) области, начавшееся в сентябре 1916 г. Во главе восстания казахов стоял Амангельды Иманов.
Амангельды Иманов
Когда казахи Тургайской области отказались выполнить царский приказ о мобилизации, уговаривать их приехал сам губернатор. Амангельды обратился к нему: «Позвольте, почтенный начальник, задать вам только один вопрос. По темноте своей мы не понимаем этого. Кого мы будем на войне защищать?». Губернатор приказал арестовать Амангельды, но его скрыла казахская беднота. Вскоре Амангельды Иманов организовал большой отряд повстанцев, вступивший в бой у озера Кизыл-Куль с одним из карательных отрядов. Бой продолжался целый день, и солдаты отступили.
В конце октября 1916 г. повстанцы во главе с Амангельды Имановым осадили город Тургай, но взять его им не удалось. Отступив от Тургая, Амангельды укрепился в посёлке Батбакара. Здесь были организованы мастерские холодного оружия, в которых день и ночь шла работа. Казахи обучались стрельбе и военному строю. Население снабжало повстанцев продовольствием и фуражом. Против Амангельды был послан значительный карательный отряд, занявший в середине февраля 1917 г. Батбакару. Повстанцы ушли в степь. Их смелый вожак Амангельды участвовал позже в Октябрьской революции, вступил в партию большевиков и погиб смертью героя в гражданской войне.
ПРОСВЕЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА В РОССИИ В ПЕРИОД ДО ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Просвещение и наука.
Потребности развивающегося капитализма, всё возрастающие экономические и политические сношения с другими европейскими государствами, наконец, собственные шаги в сторону буржуазной монархии заставляли царское правительство идти на увеличение крайне ничтожных государственных расходов на нужды образования в России.
Буржуазия стала перед необходимостью усиленной подготовки технических кадров, которых почти не имела царская Россия. Количество учащихся в технических вузах в 1914 г. увеличилось вдвое по сравнению с 1903 г.
На средства земств и отдельных капиталистов-меценатов открывались технические и коммерческие училища, торговые школы, ремесленные курсы, сельскохозяйственные училища.
За шесть лет (с 1907 по 1913 г.) смета министерства народного просвещения поднялась втрое (с 46 до 137 млн. руб.). Но это были мизерные цифры с точки зрения действительйой потребности цивилизованного государства. В царской России накануне войны в учебных заведениях всех видов обучалось около 7 млн., что составляло менее 50 учащихся на тысячу жителей. Школьное обучение проходила только четвёртая часть детей и подростков школьного возраста. По официальным данным, до революции 1917 г. в России насчитывался только 21% грамотных.
В национальных районах процент грамотности был ещё ниже: в Закавказье— 12%, в Средней Азии — около 5%. Из 1 000 детей узбеков, туркмен и таджиков обучались только 42. Вот почему целые народы — башкиры, киргизы, туркмены, якуты и многие другие — были почти поголовно неграмотны.
Старая школа — «школа муштры и зубрёжки», по словам Ленина, давала детям на девять десятых ненужные и на одну десятую искажённые знания. Среди учащихся были запрещены кружки самообразования.
После поражения революции 1905 года царизм разгромил университеты. В связи со смертью Толстого студенты в 1910— 1911 гг. возобновили политические сходки и устраивали демонстрации протеста. В ответ совет министров вынес постановление об отмене университетской автономии, завоёванной революцией 1905 года, и о закрытии всех ранее разрешённых студенческих организаций. Начались массовые исключения и высылка студентов за участие в студенческом движении. Назначенный в 1910 г. новый министр просвещения черносотенец Кассо произвёл полный разгром либеральной и радикальной профессуры. За недостаточную борьбу с «бунтующими» студентами им были уволены с должностей ректор Московского университета и его помощники.
Тогда в знак протеста против бюрократического произвола Кассо 125 профессоров и преподавателей Московского университета (К. А. Тимирязев, физик П. Н. Лебедев и др.) ушли из университета.
Для борьбы с революционным движением студенчества в высших учебных заведениях правительством насаждались черносотенные студенческие организации («Академический союз» и др.), связанные с «Союзом русского народа».Положение университетов определяло в известной мере и состояние науки. Кафедры при университетах готовили научных работников в недостаточном количестве. Научно-исследовательских институтов в царской России было мало. Президентом Академии наук был дядя царя — Константин Романов, совершенно чуждый науке.
Настоящие народные учёные не получали ни признания, ни поддержки. Великий учёный-селекционер И. В. Мичурин не был признан учёным-исследователем, хотя к Мичурину приезжали учиться и из других стран. Непризнанным оставался и другой крупный учёный — К. Э. Циолковский, сконструировавший дирижабль за 10 лет до появления «Цеппелина» и давший принципы реактивного двигателя. Он вынужден был оставаться преподавателем математики в Калуге и вести научную работу на свои крайне скромные средства.
Выдающийся механик, отец русской авиации Н. Е. Жуковский посвятил себя изучению аэродинамики и теории полёта самолётов, но его работы нашли применение только при советской власти. Первые русские лётчики (Российский, Уточкин и др.) совершали свои полёты, рискуя жизнью, на плохих предпринимательских самолётах для увеселения публики.
План экспедиции на северный полюс полярного исследователя Г. Я. Седова в 1912 г. был встречен недоброжелательством и насмешками. Лишь с большим трудом, при помощи частных пожертвований, Седов снарядил полярную экспедицию на корабле «Св. Фока», плохо подготовленную. Седов с двумя матросами, покинув затёртое льдами судно, пешком пытался достигнуть полюса. Но зимой 1914 г. отважный исследователь погиб от голода и холода, добравшись лишь до острова Рудольфа (где недавно обнаружены остатки могилы Седова).
Таким образом, научные открытия, исследования и экспедиции встречали глубокое равнодушие, а иногда и невежественное пренебрежение со стороны царского правительства и буржуазии.
Литература и печать в годы первой русской революции и после её поражения.
Революция 1905—1907 гг. была, по выражению М. Горького, «актом великого культурного значения». Она разбудила в народных массах огромную жажду знаний. В годы революции открылось большое количество просветительных обществ, школ и курсов для взрослых, библиотек, народных университетов и т п. Среди демократических читателей распростра нялись в больших тиражах произведения художественной литературы и публицистики. Громадную роль в деле распространения политического просвещения и культуры сыграла большевистская печать: газеты «Новая жизнь», «Волна», «Вперёд», «Эхо», «Борьба», «Светоч», «Кавказский рабочий листок», «Борьба пролетариата» и др. Большевики издавали много различных сборников, брошюр и изданий дешёвой библиотеки в издательстве «Знание». Это издательство, руководимое М. Горьким, издавало для массового читателя произведения Маркса, Ленина, Энгельса, Лафарга, Меринга, сочинения античных, русских и западноевропейских классиков. В большевистской печати, в особенности в сборниках «Знание», участвовали лучшие литераторы, примыкавшие к революционно-демократическому направлению.
Ленин в ряде статей 1905—1907 гг. указывал, что надо добиваться повышения сознательности не только рабочих, но и самых широких слоёв трудящихся. Статья Ленина «Партийная организация и партийная литература», опубликованная в «Новой жизни», определяла большевистские принципы развития литературы. Ленин выдвигал задачу создания социалистической, подлинно свободной партийной литературы.
«Литературное дело,— писал он,— должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса» (Ленин, Соч., т. 10, стр. 27).
Статья Ленина «Партийная организация и партийная литература» имела огромное значение для политического воспитания рабочих масс и революционно-демократической интеллигенции.
Сотрудничество ряда видных русских писателей, во главе с М. Горьким, в большевистской печати вызывало злобные выпады буржуазных газет. Особенным атакам подвергалась большевистская газета «Новая жизнь», являвшаяся первой легальной газетой большевистской партии. Меньшевистские и кадетские публицисты упрекали писателей, сотрудничавших в большевистской печати, в том, что они якобы изменяют идеалам русской интеллигенции. Решительный отпор наветам контрреволюционной печати давали в своих статьях М. Горький, В. В. Боровский, М. Ольминский и другие большевистские публицисты. В своих «Заметках о мещанстве» М. Горький писал о бегстве мещан от битв жизни «в тёмные уголки мистицизма, в красивенькие беседки эстетики». «Заметки о мещанстве» были проникнуты революционным пафосом и презрением к «мещанам в политике».
Произведения Горького 1905—1907 гг.: «Дети солнца», «Варвары», «Враги», «Мать» и другие — в художественных образах пропагандировали идеи революции, величие задач пролетариата и обличали обывательские настроения буржуазной интеллигенции, оторванной от народа. Горький выступал как певец социалистической демократии. В романе «Мать» Горький говорил устами своего героя о новом поколении русских рабочих: «Смотришь на них и видишь,— Россия будет самой яркой демократией земли».
В 1905 году произошла первая встреча А. М. Горького с В. И. Лениным, которая оказала на писателя громадное влияние. Идейная близость и дружба М. Горького с вождём пролетарской революции В. И. Лениным способствовала идейному и художественному росту Горького как великого пролетарского писателя.
Поражение революции 1905—1907 гг. привело к открытому наступлению контрреволюции на идеологическом фронте.
Кадетские профессора и философы — Булгаков, Бердяев и другие — в своих философских книгах усилили поход против марксизма и революции, проповедуя идеализм и мистику.
Реакпионная идеалистическая философия оказала большое влияние на русскую мелкобуржуазную интеллигенцию, которая часто бежала от действительности в мир отвлечённых идей и переживаний.
Главным героем литературных произведений стал разочарованный в жизни интеллигент-индивидуалист.
Общественная реакция открыла дорогу многочисленным литературным течениям: символистам, футуристам, акмеистам и т. п. Все эти враждовавшие между собой литературные течения, группы, школы и школки сходились на отрицании художественного реализма. В литературе получил преобладание принцип формалистских исканий. Литература и поэзия того времени отличались безидейностью и упадочными настроениями. Творчество Леонида Андреева было проникнуто глубоким пессимизмом и фатализмом. Жизнь для него — «безумие и ужас», человек — «игрушка в руках судьбы». Арцыбашев доказывал, что человеку «всё позволено, раз смерть стоит у каждого за плечами». Мережковский и Зинаида Гиппиус проповедовали «богоискательство» и чернили русскую революцию. Поэты Бальмонт, Фёдор Сологуб и другие отгородились от общественной жизни и уходили в крайний индивидуализм или в мир отвлечённой фантазии — «от грани тесной, в мир чудесный, к неизвестной красоте» (Бальмонт). Настроения упадочничества коснулись творчества даже таких передовых и талантливых поэтов, как Александр Блок и Валерий Брюсов.
Большевики боролись против литературного распада. Среди мрака той эпохи бодрой верой и силой были проникнуты замечательные произведения великого пролетарского писателя А. М. Горького. «Человек — это звучит гордо»,— говорил Горький. Он верил в нового человека и в его высокое призвание борца и строителя новой жизни.
А. М. Горький стал самым любимым писателем пролетариата; в произведениях Горького пролетарии черпали силы для борьбы. «...Горький,— писал Ленин,— безусловно крупнейший представитель пролетарского искусства, который много для него сделал и еще больше может сделать» (Ленин, Соч., т. 16, стр. 186).
Вызовом старому, гибнущему миру была и поэзия молодого поэта Владимира Маяковского. В его поэме «Облако в штанах» (1914) звучал гимн жизни, любви, борьбе. Маяковский объявил себя «барабанщиком революции» и приветствовал её приближение.
Призывом к борьбе за новую жизнь были также и произведения передовых писателей народов России. Таковы были произведения украинской писательницы Леси Украинки. Расцвет её творчества приходится на самые тёмные годы реакции. Личная судьба писательницы была трагична: она была прикована к постели жесточайшим туберкулёзом. Творчество её, выросшее под благотворным влиянием пушкинской поэзии, проникнуто горячим сочувствием к восстающему против самодержавия народу и призывом к борьбе с угнетателями.
В 1913 г. безвременная смерть унесла другого крупного писателя — М. М. Коцюбинского. Свою литературную деятельность М. М. Коцюбинский начал в 80—90-е годы, беспощадно разоблачая народнически-либеральную интеллигенцию и выступая в защиту трудящихся. В период революции 1905 года он окончательно оформился как выразитель интересов революционной крестьянской демократии. В самом значительном его произведении «Фата Моргана» с глубоким сочувствием показано восстание крестьян и с ненавистью обрисованы помещики и кулаки.
Могучий толчок дала революция 1905—1907 гг. и для развития белорусской художественной литературы. Во время революции начал писать самый крупный и передовой белорусский писатель Якуб Колас, всё поэтическое творчество которого посвящено революции.
Его главный герой — белорусский крестьянин, тяжёлую жизнь которого Якуб Колас описывает с глубоким сочувствием.
В своих произведениях «Бунт», «Дар Немана», «В полесской глуши» и др. писатель указывает единственный выход для белорусского народа — революционную борьбу.
Громадное влияние русская революция оказала и на формирование демократических идей ряда писателей Казахстана, Киргизии, Татарии и др. Среди них следует особенно отметить передового татарского поэта Габдуллу Тукая. В татарской литературе Тукай справедливо считается певцом революции 1905 года.
В своём поэтическом творчестве Тукай отразил революционно- демократические стремления татарского народа и его надежды на освобождение при помощи великого русского народа.
В 1916 г. умер популярный еврейский писатель Шолом-Алейхем (псевдоним Шолома Рабиновича), которого А. М. Горький назвал «художником печального и серьёзного юмора». В его серии юмористических рассказов: «Тевье-молочник», «Записки коммивояжёра» и др.— с большим художественным реализмом и искренним сочувствием показана тяжёлая жизнь еврейской бедноты.
|