Не стоило бы затевать разговор о национализме, если бы он был сродни насморка при легкой простуде. Национализм – это серьезнейшая идеологическая болезнь, поразившая сегодня большую часть российских левых партий, называющих себя коммунистическими. Опасность этой заразной болезни в том, что больная партия перестает выполнять свою сущностную функцию – защиту коренных интересов главной производительной силы общества, рабочего класса, и его союзника, всего трудового народа.
В последние годы, словно националистическая эпидемия поразила левую прессу и речи так называемых коммунистических лидеров. Наиболее распространенные газеты КПРФ “Правда” и “Советская Россия” постоянно дезориентируют своих рядовых членов. У старых коммунистов выхолащиваются остатки марксистского мировоззрения, у молодых формируется мелкобуржуазное миропонимание, на место столь необходимого в сознании интернационализма подсовывается буржуазный национализм, не осуждается появившийся в стране русский шовинизм. Партия становится объективно, вольно или невольно, сознательно или бессознательно помощником буржуазии, своего классового врага, в деле угнетения и еще большего политического и идеологического закабаления трудящихся.
Геннадий Зюганов неутомимо печется о многострадальном русском народе, как будто в России кроме русских других народностей нет или они меньше страдают. Не устает говорить о каком-то “русском вопросе’, о какой-то “русской идее”. В 2006 году провел даже научно-практическую конференцию – “Коммунисты и русский вопрос”. На одном из пленумов этот вопрос стоял как наиважнейший.
Знакомлюсь с материалами этих форумов, такое впечатление, будто ни одного настоящего коммуниста на них не было. Хотя удивляться не приходится. Один из идеологов КПРФ В.С. Никитин в брошюрке “Заговор против человечества”, названной монографией, почти слово в слово повторил за буржуазным автором, бывшим сотрудником британских спецслужб Джоном Колеманом его мысли из книги “Комитет 300”. При этом не затруднил себя марксистским анализом самой книжки и затронутых в ней проблем. В основу его “научного исследования” легли еще труды И.Я. Фроянова и С.Г. Кара-Мурзы. В их книгах, конечно, много есть интересного. “Майн Кампф” ведь тоже с интересом читается. Но компиляция вообще к научному исследованию отношения не имеет. Тем более – из трудов авторов, далеких от марксизма.
Большевик В.И. Ленин и либеральный народник Н.К. Михайловский в одно и то же время пользовались одной и той же буржуазной прессой и официальными статистическими источниками для анализа пореформенной России, однако прогнозы будущего развития страны сделали диаметрально противоположные. (См. “Что такое “друзья народа” как они воюют против социал-демократов”).
Да что там мало кому известный Никитин. Одна за другой выходят книги главного “коммуниста” России Г. Зюганова. Ни одна из них тоже никакого отношения к марксизму не имеет. Ведь для него самого, как и для красиво говорящего Сергея Кара-Мурзы, марксизм уже устарел. Они заняты “строительством” “новой” идеологии. При этом диалектико-материалистической методологией познания социальных явлений не пользуются. Материалистическое понимание истории не является их аналитическим инструментом. Важнейшее марксистское положение об объективном закономерном характере общественного развития отвергнуто. Научный анализ вообще заменен описательностью. И вместо объективных оценок происходящего – сплошной субъективизм.
Важнейшее требование марксизма о необходимости КЛАССОВОГО подхода к событиям и социальным явлениям выброшено за ненадобностью. Рекомендации ученого марксиста Ричарда Косолапова использовать классовый подход “новые русские” коммунисты назвали “советом самоубийственным” (“Советская Россия”, 27 марта 1997 г.) Теперь они талдычат о цивилизационном подходе, ведь на Западе этот прием в моде. Как будто о них говорил Ленин сто лет назад: “Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать ИНТЕРЕСЫ тех или иных КЛАССОВ”.
Цитаты из статей Ленина они тоже иногда используют, представляются даже его страстными и преданными защитниками, при этом выхолостив из его учения главное – революционную сущность. Это называется – задушить в объятиях. Одним словом, Ленина они уже “преодолели”, как и Маркса. Так как живут уже в “другой реальности”, заботиться теперь надо не о пролетариате, а обо всех русских, “честных людях”, о “силах добра”. А за этой словесной мишурой скрыта суть их “новой” идеологии – защита интересов своего родного “отечественного производителя”, “социально ориентированного предпринимателя”, русской буржуазии, заодно, конечно, и остальных не забывать.
Марксистский лозунг “Пролетарии всех стран, соединяйтесь” у зюгановцев используется лишь для украшения газеты “Правда”. Они и работать предпочитают, главным образом, на “улице”, а не в производственном рабочем коллективе. Зюганов в своей книге “О русских и России” пишет, что “жизненные интересы России в том, чтобы собрать на своей земле, под своим крылом, под защитой единой могучей государственности ВСЕХ РУССКИХ людей, всех, кто считает Россию свой Родиной, все те народы, которые согласны связать с ней свою историческую судьбу”.
Талант надо иметь, чтобы произнести много слов и не сказать ничего. Не понятно, о жизненных интересах какой России печется господин, России рабов или России рабовладельцев? На защиту какой “могучей государственности” уповает – буржуазной или будущей социалистической? Неужели серьезно верит, что под одним крылом в мире и согласии могут ужиться угнетенные и угнетатели? Разве не понятно, на кого работает это зюгановское абстрактное словоблудие.
Совсем не надо быть доктором философии, чтобы понимать, что российская государственная машина защищает интересы только богатых, в руках которых все национальные богатства страны, а не тех, кого богатые работодатели нещадно эксплуатируют. Капитал интернационален, буржуазии все равно, с кого три шкуры драть, с русского или татарина, таджика или украинца, еврея или бурята. Вроде бы это все понятно, но журчит, не пересыхая, словесный поток – “разрушена русская культура”, “несчастья и страдания пришли в дом русского народа”, “русский народ деградирует и вымирает”, построим “русский социализм” и т.д.
Трудно не согласиться с профессором Владимиром Сапрыкиным, который в прекрасной статье “Правый оппортунизм и “русский вопрос” (“Молния”, 2007, № 3) написал, что зюгановцы прячутся за этими фразами. Разве вымирает только русский народ? Разве не разрушены производительные силы всех бывших советских республик? Разве не брошены в нищету народы новорожденных “независимых” государств, разве не коснулась их деградация? Контрреволюция в СССР, осуществляя слом советской социалистической системы, била не по какому-то отдельному этносу, она била по всему СОВЕТСКОМУ НАРОДУ, она била по СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ во всех союзных республиках. Устанавливала ВЛАСТЬ КАПИТАЛА. И ей это удалось.
Правда недалеко от зюгановцев ушла и КПСС. В ее красноярском печатном органе некто С. Ржевский, член МССО (Международный союз советских офицеров) призывает “отказаться в политике от определяющей роли классового подхода”, “главным сделать национальный интерес… и построение сословного общества”. “Пролетариат не может иметь никакой диктатуры, – провозглашает он. ( “За Сталина”, 2008г., №13) и т.д. и т.п. Диву даюсь, в якобы коммунистической газете – такой антикоммунистический бред.
После выхода в свет книжки Зюганова “О русских и России” “Советская Россия” назвала автора чуть ли не выдающимся патриотом. Но патриотизма “вообще” не бывает, как не бывает ничего “вообще”. Есть патриотизм социалистический и патриотизм буржуазный. Ведь нет демократии “вообще”, морали “вообще”, государства “вообще”. Все имеет конкретно-историческое, КЛАССОВОЕ содержание.
Мне несколько раз приходилось бывать на русском кладбище Сен Женевьев де Буа под Парижем. Там много похоронено царских генералов, поручиков, казацких атаманов. Они тоже были патриотами. Все они сложили головы за Россию, за Родину, за Отечество. Но за какую Россию, за чье Отечество? Почему же так далеко от родной земли кости их гниют? А потому, что сражались они в годы Гражданской войны против рабоче-крестьянской Красной армии, против молодого советского, рабоче-крестьянского государства, против трудового народа.
Патриотизм – есть этический элемент идеологии. А идеологии “вообще” тоже не бывает. Есть пролетарская коммунистическая идеология, созданная Марксом и Энгельсом, развитая Лениным, от которой КПРФ отказалась, и есть буржуазная идеология. В империалистическом мире – третьей нет. Анализ многочисленных статей и книг Геннадия Андреевича приводит к выводу, что его политическая позиция за пределы мелкобуржуазной идеологии и БУРЖУАЗНОГО ПАТРИОТИЗМА не выходит.
Буржуазный патриотизм, кто бы ни был его носителем, по сути ПСЕВДОПАТРИОТИЗМ, ибо апеллирует к одному избранному народу, объединяет людей по крови или языку, по вероисповеданию. А коммунист не имеет права делить народы по национальной или расовой принадлежности. Для коммуниста нет хороших или плохих наций, трудолюбивых или ленивых народностей. Коммунистам не место на “Русских маршах” рядом со скинхедами и сторонниками ДПНИ (“Движение против нелегальной иммиграции”), на знаменах которых написано: “Россия для русских”. “Общество никак не сможет прийти в равновесие, – писал великий Карл Маркс, – пока оно не станет вращаться вокруг СОЛНЦА ТРУДА”.
К сожалению, буржуазный национализм основательно проник и в левое крыло коммунистического движения. В конце 2007 года на международной конференции в Индии “Против империализма, сионизма, глобализма и империалистической оккупации” с докладом выступила генеральный секретарь ЦК ВКПБ Н.А.Андреева. Познакомилась со второй частью доклада “Кто правит сегодня Америкой?”. Разочарованию не была предела. И именно потому, что ВКПБ – это не оппортунистическая КПРФ. Андреева – это не Зюганов. Guod licet bovi, non licet Jovi. С Зюганова что спросишь, у него давно одна тайная, но пламенная страсть – не утратить властное думское кресло, в нем так уютно. Андреева – совсем другое…
И вдруг в далекой стране, где так важно было слово настоящего коммуниста-большевика, первого поднявшего голос против разрушительной “перестройки” в СССР, прозвучала одна единственная коммунистическая фраза: “В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер”. Все остальное – подробнейшие выдержки из книги полюбившегося “коммунистам” Джона Колемана «Комитет 300 (Тайны мирового правительства)», цитаты из книги Карла Экера “Шулхан-Арух”, “Сто законов из Талмуда”, постоянные ссылки на “Протоколы сионских мудрецов”, в подлинности которых у Нины Александровны нет никаких сомнений. Громадная речь, в которой не буржуазная идеология и агрессивная империалистическая политика глобалистов оказалась под огнем критики, а лишь одна из ее форм – СИОНИЗМ.
Кто спорит, в США, и не только, очень сильно сионистское лобби, – но не сионизм правит в стране и на планете. Западный мир, возглавляемый США – это глобальный монетарный ИМПЕРИАЛИЗМ, который имеет мировой эмиссионный центр, присвоивший себе право печатать мировую валюту, а значит контролировать всю финансовую деятельность планеты и диктовать свои правила банковской, биржевой, бюджетной, кредитной и инвестиционной политики в каждой точке земного шара. В любой стране правит не национальная буржуазия и национальный капитал, но международный КАПИТАЛ и ТНК (транснациональные корпорации).
Центр приравнивает свою деятельность к роли “мирового правительства”, обладающего мировой армией, функции которой все явственнее возлагаются на НАТО, мировой правоохранительной системой, координируемой Интерполом, всемирной разведывательной системой, интегрируемой ЦРУ, мировой сетью средств массовой информации, усиленной всемирной паутиной INTERNET.
Да, сионизм – одна из самых реакционных разновидностей буржуазной идеологии. Он выражает интересы крупной монополистической еврейской буржуазии. Характеризуется крайней формой еврейского шовинизма и антикоммунизма. В Израиле он стал государственной политикой, идеологическим основанием непрекращающейся агрессии и терроризма против палестинского народа (В ближайших номерах «РК» будет опубликована статья Л.Прибытковой «К вопросу о сущности сионизма» – Ред.)
В середине XX века Европа “познакомилась” с фашизмом, идеологией и практикой монополистической германской буржуазии, захватническая политика которой унесла 50 миллионов человеческих жизней. История знает факты, когда народ страдал и от белого, и от черного расизма… Не может принести освобождение арабскому народу от остатков колониализма и агрессий глобалистов и мусульманский фанатизм…
Национализм – не панацея от социальных бед. Национализм – сам беда. Коммунисты должны показать трудящимся их настоящего классового врага – буржуазию, которая является порождением империализма – самой страшной бесчеловечной общественной системы. Буржуазия и рождает национализм. Он ей выгоден, ибо разъединяет трудовой народ, лишает его солидарности и стойкости в классовых битвах, деморализует. И задача коммунистов – гнать поганой метлой националистов из своих рядов, как пособников буржуазии и предателей. Лишь с лозунгом “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” возможна победа в борьбе и будущей революции.
В последнее время мы большое значение придаем разоблачению фальшивости буржуазного демократизма, как формы классового господства буржуазии, а также объяснению, что развитие подлинной демократии есть движение к пролетарской революции. Тем самым указываем единственно возможный и наиболее желательный для коммунистов путь мирного осуществления революции. Ибо коммунисты всегда были и будут последними, кто хотел бы кровавого разрешения жизненных вопросов и классовой борьбы, порождаемой противоречиями капитализма. Поэтому они находят и устанавливают те действия, при помощи которых можно предотвратить насилие и кровопролитие. А для этого имеется лишь один путь – развитие революции посредством социалистического воспитания пролетарских масс. Дело в том, что революция будет иметь тем более мягкие формы, будет тем менее кровавой, мстительной и жестокой, чем более пролетарская масса проникнется социалистическими и коммунистическими идеями. Поэтому мирный ход революции зависит не столько от развития буржуазии, сколько от развития пролетариата. В то же время мирное развитие какой бы то ни было революции вещь чрезвычайно редкая и трудная. Ибо никогда эксплуататоры не подчинятся решению большинства, не испытав все свое могущество в последней битве.
Все сказанное не означает, что коммунисты отказываются от революционного взятия власти. Со стороны рабочего класса это было бы безрассудством и означало бы лишь позорную уступку перед буржуазией и всеми имущими классами. Они отдают отчет, что сама буржуазия не сделает мирной уступки пролетариату и непременно прибегнет к защите своих привилегий насилием, а значит, ему не останется другого пути для осуществления своей цели, кроме революции. Потому коммунисты не суживают и не опошляют понятие революции и не ограничивают деятельность пролетариата одной лишь мирной "демократизацией". Тем более сегодня, когда буржуазия, не желая сдавать свои позиции, наращивает силы фашистских движений во всем мире, в том числе и в Украине. Это не пустые слова. Уже сейчас возрождение некоторых проявлений фашизма в странах Европы вывело задачу борьбы с ними на общеевропейский уровень. Мало того, современные фашистские деятели убеждены, что близится их час. Чтобы эффективно противостоять нарастающей фашистской опасности необходимо правильно понимать ее суть и соответственно организовывать надлежащий отпор.
Сегодня многие коммунисты своих политических противников называют "фашистами". Большей частью без разбору и используя это слово в чисто популистских целях, в качестве устрашающего ярлыка. К сожалению, такой примитивизм не случаен, а идет от поразившего современных коммунистов марксистского невежества и, в связи с этим, их неумения глубоко разбираться в происходящих событиях. Однако подобное положение весьма опасно, поскольку без правильного понимания сути вопроса невозможно организовывать и правильное его решение, а это значит обречь себя на поражение. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос фашизма глубже, используя имеющийся исторический опыт и достижения наших предшественников.
Прежде всего, фашизм нельзя определять, как некую самостоятельную идеологию. Ибо, согласно марксистскому учению, в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии. Здесь вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины нет, т.к. никакой "третьей" идеологии человечество не выработало. Поэтому как бы и кто не отделял фашизм, не обособлял его в некую самостоятельную идеологию, но он, несомненно, есть лишь частный элемент, в данном случае вполне самостоятельный, идеологии буржуазной. Отсюда главный вывод: борьба с фашизмом в его основе есть борьба с буржуазией и капитализмом.
На это указывал еще Г.Димитров: "Повсюду в городах и деревнях нужно создавать Народный фронт борьбы за свободу, за труд и хлеб. И фашизм не пройдет!".
Таким образом, борьба за пролетарскую демократию есть борьба против фашизма, борьба за улучшение положения трудящихся есть борьба против фашизма, борьба с буржуазными правительствами есть борьба против фашизма.
В то же время, выставляя фашизм как некую самостоятельную, обособленную и законченную идеологию, допускается искажение действительного положения дела, что устремляет борьбу с фашизмом не в сущностное направление, а в узкое русло борьбы с его отдельными и поверхностными проявлениями. В таком случае рассчитывать на общую победу не приходится. Разве только на некоторое сковывание его активности. Чем собственно и занимаются современные антифашистские движения. То, что они есть, это, безусловно, неплохо, т.к. они удерживают фашистского монстра в узде и мешают ему вновь прорваться к власти. Однако этого недостаточно. Чтобы устранить саму возможность появления фашизма, которая будет сохраняться всегда, пока существуют капитализм и буржуазия, надо уничтожить капитализм.
Если фашизм не идеология, то тогда что? Думается что правильнее "фашизм" определять, как политическое движение и социальную практику, осуществляемые в рамках буржуазной идеологии и в интересах буржуазии. Или, фашизм есть одна из форм и орудие классовой борьбы буржуазии. Эта форма, согласно советским исследованиям, характеризуется следующими признаками:
1. Обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной нации.
2. Нетерпимость и дискриминация по отношению к другим нациям и национальным меньшинствам.
3. Отрицание демократии и прав человека.
4. Насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности и вождизма.
5. Утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия.
6. Милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.
Как видим, фашизм представляет собой квинтэссенцию самых реакционных положений из социальной, политической, экономической, национальной, нравственно-духовной, религиозной сфер жизни общества. (По самому своему названию фашизм, в переводе с итальянского, означает пучок, связка, объединение. В данном случае имеет место объединение реакционности всех видов). В связи с этим носителями фашизма и его главной опорой являются представители самых отсталых и реакционных слоев населения, всегда готовых к наиболее диким и варварским действиям – от сжигания книг до сжигания людей. Что наглядно показали фашистские правления в самых разных странах.
Однако эти силы выходят на политическую арену не сами, не случайно и действуют не стихийно. Их к жизни вызывает буржуазный класс. Который осознанно и целенаправленно делает ставку именно на их реакционность. Он извлекает из имеющейся человеческой массы все наиболее дикое и мракобесное, объединяет его, организует и направляет в соответствии со своим классовым интересом. Поэтому одним из решающих элементов фашизма является его клерикализм. Как общий фундамент крайней реакционности и исступленного фанатизма. "В фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством" (Бенито Муссолини. "Доктрина фашизма", 1932г.).
Да, сама по себе церковь, равно как и национализм, вполне могут обойтись и обходятся без фашизма. Более того, имеется много примеров осуждения и даже противодействия фашизму с их стороны. В частности энциклика Папы Римского Пия ХI Mit brennender Sorge ("С огромной обеспокоенностью", 1937г.). Однако фашизм без церкви и национализма просто немыслим. Вспомним, что на пряжках гитлеровской орды убийц было начертано "С нами Бог". Даже на завоеванных территориях фашизм не забывал важности церкви для себя.
Так за время немецкой оккупации на территории Украины было открыто 5400 храмов и 36 монастырей, были организованы пастырские курсы. В РСФСР только в Смоленской области было открыто 60 храмов, в Брянской и Белгородской не менее 300, Курской — 332, Орловской — 108, Воронежской — 116. Всего за три года оккупации было восстановлено более 40 % от дореволюционного количества церквей. В советской литературе говорится о 10 тысячах храмов. Кроме того, было воссоздано около 60 монастырей — 45 на Украине, 6 — в Белоруссии и 8-9 — в РСФСР.
Таким образом, если дать обобщающее определение с приведенной выше точки зрения, то фашизм есть воинствующее мракобесие, дикость, варварство.
Здесь надо сделать одно пояснение. Мы отмечали частое использование слова фашизм в современной политической практике. И это обычно имеет под собой вполне законное основание. Причиной тому присущее фашизму многообразие реакционностей. Ведь отдельные элементы радикализма, к примеру, в национализме, безусловно, носят признаки фашизма, что позволяет со всем основанием причислять их приверженцев к фашистам. Даже буржуазная культура, превращенная в индустрию духовного растления человека, убивающая в людях подлинные человеческие качества и заменяющая их повадками животных, взращивающая непримиримый индивидуализм, насаждающая культ силы, пестующая ненависть, жестокость, смерть и разрушения, безусловно, есть элемент фашизма. Поэтому иные исследователи стремятся даже определить некий "фашистский минимум" — то есть выделить те минимальные условия, по которым политическое движение или отдельного политика можно называть фашистским. Тем не менее, сущность фашизма, как общественного явления вообще, определяется лишь в системе всех его основных признаков, исходя из их взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и борьба с фашизмом должна вестись, прежде всего, не с отдельными носителями его отдельных элементов, но со всем классом его носителем, т.е. буржуазией. Равно как и со всей системой общественных отношений нуждающейся в фашизме и порождающей фашизм, т.е. капитализмом.
Сегодня буржуазия еще опасается открыто применять фашиствующие силы, но как видим по многим странам и Украине в том числе, держит их в постоянной готовности к действию. Пока же использует для устрашения обывательской массы и поддержания в обществе политической напряженности, которая в любой момент может стать удобным поводом для сворачивания любых демократических свобод и установления прямого диктаторского порядка. Ведь имея огромные деньги и готовое руководящее ядро, состоящее отнюдь не из тупоголовых мракобесов, а из особо доверенных, преданных буржуазии и хорошо подготовленных лидеров-вождей, буржуазный класс способен быстро и масштабно развернуть эту силу и бросить ее в бой за свои интересы.
Вне сомнения, главное предназначение фашизма – политическое, классовое. С этой позиции его классическое определение дано Г.Димитровым в резолюции XIII пленума ИККИ и повторенное на VII Конгрессе Коминтерна: " Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов".
Если обобщить, то, в конечном счете, капитализм уже сам по себе есть фашизм, диктатура буржуазии уже сама по себе есть фашизм. Вместе с тем собственно фашизм нужен буржуазному классу как орудие для того, чтобы переложить всю тяжесть социально-экономических проблем и кризисов, порождаемых капитализмом, на плечи трудящихся. Фашизм нужен буржуазному классу для того, чтобы попытаться разрешить проблему рынков за счет порабощения слабых народов, увеличения неоколониального гнета и нового передела мира путем войны. Фашизм нужен буржуазному классу для того, чтобы попытаться подавить нарастание сил социализма путем разгрома революционного движения рабочих и пролетарских масс. Потому установление фашистских режимов не является обыкновенной заменой одного буржуазного правительства другим; оно ведет к смене одной формы господства буржуазии – парламентарной, либерально-демократической, на открытую террористическую диктатуру части крупной монополистической буржуазии.
Пример муссолиниевской Италии, гитлеровской Германии и вообще всех империалистических стран, где устанавливалось господство фашизма, наглядно подтверждают этот анализ фашизма коммунистами. В то же время исторический опыт не менее наглядно продемонстрировал не только звериную сущность фашистских режимов, но и их неэффективность. Проигрыш фашистов в мировой войне не был случайным. Агрессивное, но не гибкое; умеющее быстро мобилизоваться, но не способное к полноценному техническому прогрессу; вызывающее ненависть у захваченных народов и не умеющее жить в состоянии мира – это общество показало свою несостоятельность. Вождистски администрированная экономика тормозится в развитии, наука задыхается без свободной интеллигенции и неограничиваемой информации, человеческое сознание ступорится от постоянной лжи вокруг, трудящаяся масса роботизируется, фанатизируется, теряет способность ко всякому самостоятельному действию и анализу действительности. Даже один из определяющих устоев фашистского правления – армия и ее командный состав, сковываются фюрерством и утрачивают свою боеспособность. В результате ни одна из главных политических целей существовавших фашистских правлений буржуазии не была достигнута, а человечество понесло огромные материальные и людские потери.
Как показывает анализ причин победы фашизма в ряде стран, фашисты смогли прийти к власти из-за раскола рабочего класса, явившегося следствием политики социал-демократов и недостаточной силы коммунистических партий. Другой причиной победы фашизма была изолированность рабочего класса от крестьянства и прочих пролетарских слоев. И, наконец, в этих странах фашизм победил потому, что ему удалось дезориентировать часть молодежи, привлечь ее на свою сторону радужными перспективами, что на деле оказалось обманом. Чтобы опять не пропустить фашизм к власти и потом, вкусив разрушительные плоды его деятельности, не сокрушаться о собственной глупости, народные массы должны сплотить свои и все прогрессивные силы в борьбе против наступающей реакции. И, непременно, под руководством коммунистов, представляющих единственную до конца последовательную и непримиримую силу, противостоящую фашизму. Ибо борьба коммунистов ведется не просто с проявлениями фашизма, но с капитализмом и всеми эксплуататорскими классами, т.е. теми сущностными условиями, которыми фашизм порождается.
В свою очередь коммунисты не должны ослаблять борьбу за коммунистическую идеологию, т.к. всякий уход от нее означает усиление идеологии буржуазной, т.е. усиление фашизма. Не должны снижать натиск на буржуазные правительства, непосредственно прокладывающие дорогу фашизму.
Посмотрите что сегодня делается в Украине. Когда ничем не проявившая себя и не имеющая никаких конкретных успехов в областях, где она уже давно у власти, профашистская "Свобода" вырвалась на общенациональный уровень. Лишь на пропагандистской волне своей напускной патриотичности и голых обещаний установить справедливость и благополучие. Каким образом и за какие заслуги эта примитивная регионально-дремучая организация постоянно мельтешит, создавая лживое впечатление значимости и значительности, на общенациональных каналах ТВ и в прессе? Конечно же, не без прямой поддержки властных структур. И, с другой стороны, как вызывающе нагло, наперекор даже официозному мнению раболепно почитаемой ими Европы, ее впустили в свой блок нынешние "оппозиционеры" из "Батькивщины" и Удара. Для кого после этого остается секретом, чьи интересы на деле представляет эта оппозиция? Трудового народа или имущего класса, который лишь для обмана простаков поделен на якобы властную и оппозиционную части. Для этого класса, в условиях агонии капитализма и общего упадка буржуазии, фашиствующие организации, будь то "Свобода", УНСО и т.д., независимо от названия и окраски овечьей шкуры, в которую они обряжают свою волчью суть, приобретают особо важное значение. В качестве того ружья, которое всегда заряжено, готово к стрельбе и которое, как свидетельствует весь исторический опыт, буржуазия при первой возможности, не колеблясь, пустит в дело. Вспомним хотя бы танковый расстрел уже современными фашистами Верховного Совета России в 1993 году.
Потому трудовой народ со своей стороны не должен недооценивать фашизм. Он должен проявлять не только исключительную бдительность, но и наступательную решительность, чтобы вновь не испытать на себе варварство и дикость не шоунизированного фашизмика от "Свободы", а уже подлинного фашизма. Как это было в 20-м веке.
В связи со сказанным выше, мы призываем к сплочению всех прогрессивных сил в борьбе против наступающей фашистской реакции. Несомненно, всякий фашизм является диким и варварским. Но наши рабочий класс, крестьянство и трудовая интеллигенция отнюдь не дикари и не варвары. Пусть уровень материального достатка в Украине и России не так высок, как в других европейских странах, но духовно и политически наши народы стоят на высоком уровне, а значит, способны дать достойный отпор рвущемуся к власти буржуазному фашизму. Действительно дикому и варварскому.
[/size]Национальный вопрос – это в крайней степени больная тема. Во-первых, национальные чувства являются основой для политической идеологии национализма, которая в свою очередь гостеприимно приютила разного вида фашизмы. Во-вторых, национальное самосознание - существенная часть современного мировоззрения, и без марксистской постановки национального вопроса нельзя вести коммунистическую пропаганду.
Многие, усвоившие азбучные политические истины, прекрасно понимают, что национальные предрассудки могут играть ведущую роль в политическом оболванивании широчайших масс обывателей. Как в свое время религиозные предрассудки верно служили правящим классам, чтобы поднимать на «священную войну» трудовые массы населения, так позже, начиная с нового времени и до наших дней, так же верно служат национальные предрассудки. Поэтому одной из важнейших черт буржуазной политики является апелляция к «национальной безопасности», «национальным интересам» и прочему «национальному», чтобы скрывать свои истинные интересы и обманом заставлять трудящихся жертвовать собой. Политика эксплуататоров – это всегда политика манипуляции огромными трудовыми массами.
Для того чтобы разобраться с национальным вопросом, нужно научно определить что такое нация. Казалось бы, нет ничего проще, чем дать определение нации, но, к сожалению, история человеческого общества подтверждает, что даже самые точные определения порой не способны развеять укоренившиеся заблуждения. К тому же, буржуазная социология вообще не дает никаких точных определений явлений общественной жизни. В буржуазной науке принят подход, при котором сколько людей, столько и мнений, а значит столько же и определений нации. Ученые от буржуазной кафедры не признают познаваемость общества, иначе им бы пришлось принимать во внимание марксизм, а это чревато разрывом с классом буржуа, на содержании которого ученые умы живут. В марксизме, к счастью, дано исчерпывающее определение нации И. В. Сталиным в работе «Марксизм и национальный вопрос». Всякий культурный человек его помнит, но даже этот факт не развеивает национальные предрассудки даже в среде коммунистов. Причина в том, что большинство не понимает одной единственной мысли. Об этом чуть ниже.
[size=9]Нации возникли из народности, которая закрепила свое единство тесными хозяйственными связями и национальным рынком. Нации возникли вместе с установлением в обществе в качестве господствующих капиталистически отношений. Предположим, что общество осталось в лоне феодализма, появится ли нация? Только если объединяющим фактором выступит другая причина для установления тесных хозяйственных связей. Нацию тесно связывают с национальным самоопределением и национальной культурой. И действительно, существенная часть такого явления как нация – это самоидентификация, которая в свою очередь является частью культуры и прививается с раннего возраста. Могло ли человеческое общество пойти окольным путем, не оформляясь в различные нации? Нет, потому что нация – это сознание человеческого сообщества, которое в конкретных условиях ограничено природными, экономическими и культурными (существование в разных очагах цивилизации разных языков) обстоятельствами. Таким же сознанием была религия на предшествующем этапе. Вообще, человеческому сообществу не играет роли, в какой форме воспринимать свою общность, играет роль содержание этого сообщества. А именно его экономическая жизнь, потому что именно она обеспечивает воспроизводство и развитие общества. Поэтому, когда мы говорим о нации, мы должны понимать, что мы говорим не о людях, а о сознании группы людей своей общности на базе данных обстоятельств. В марксистском определении нации эти обстоятельства прямо выведены в пять основных признаков нации: общность языка, территории, экономической жизни и психологического склада (особенности национальной культуры). То есть, если мы абстрактно исключим разницу между нациями, например как незначительную, то ни в каких нациях не будет необходимости. Отсюда главная мысль, которую никак не могут усвоить горе-марксисты вместе с огромными массами трудящихся: нация – это очередная форма человеческого заблуждения.
Да, действительно, на определенном этапе развития общества, при переходе от феодализма к капитализму, до этого разрозненные феоды, которые, кстати, считали свою языковую и культурную схожесть незначительным фактом, под воздействием формировавшегося национального рынка создали крупные общности, которые оказались под политическим контролем молодого буржуазного государства. Они себя гордо определили нациями, с тем смыслом, что теперь это стало новой причиной для экспансии и порабощения. Но нельзя никогда считать, что молодые нации, с первого взгляда пышущие здоровьем и единством, были монолитны по своему существу. И дело здесь не в противостоянии одному заблуждению «нация», другого такого же заблуждения. Дело здесь в том, что любые нации расколоты объективно на классы. Никакое самоопределение и самосознание не «попрет» против экономики. Экономические интересы формируют условия для развития сознания. Поэтому и есть, к примеру, разные нации, а не одна. Во-первых, фактические условия развития буржуазной экономики дробили человеческое общество на нации. Во-вторых, нельзя было ограничиваться конкуренцией между буржуа, нужно было перейти к более глобальной конкуренции – конкуренции между нациями. Этот уровень позволяет буржуазии испепелять своих соперников, уничтожать народы, развязывать войны. В-третьих, условие существования буржуазного государства не позволяют ему держать под строгим контролем огромные территории всей Земли, огромные массы населения всей Земли, все-таки конкуренция не терпит таких гигантов. Она разъедает изнутри любые достаточные крупные «проекты». Слишком много частных собственников, слишком противоположны их интересы.
Так, нация – это понимание определенной группы людей своей общности, которое буржуазия использует в своих интересах. Но есть и примеры, когда это понимание используется на благо рабочим. В СССР национальное самосознание было использовано в качестве формы для развития новой коммунистической культуры. Все экономические противоречия были разрешены использованием единого централизованного рабоче-крестьянского государства, которое использовало труд на благо развития, построения нового общества, которое пускало все силы на развитие отсталых народов, пусть и в национальной форме. Марксизм здесь неукоснительно следует диалектической науке и выступает за постепенное и сознательное преодоление национальных предрассудков. Эта позиция очень похожа на разрешение религиозного вопроса. Нужно дать людям науку, диктатуру научного знания, но при полной свободе совести. С национальными предрассудками так же, нужно развивать народы в той форме, которая для них близка – в национальной, но при полной ликвидации экономической и политической эксплуатации. В частности по национальному признаку.
Таким образом, нация – это заблуждение, с которым приходится считаться. Буржуазия, которая вообще не верит ни во что, кроме прибыли, «считается» с национальным самоопределением, по полной эксплуатируя национальные различия для развязывания войн и порабощения. Так же, как эксплуататоры рабовладельцы «считались» с различием в цвете кожи. С другой стороны, рабочий класс и его авангард коммунистическая партия, считаются с национальными предрассудками и уважают «выбор» быть заблуждающимся в этом вопросе.
Когда пропадут последние условия для существования национальных предрассудков, тогда пропадут нации. При полном коммунизме.
Но нельзя говорить, что нация – это пустой звук, особенно когда речь заходит про национальное угнетение. Ведь угнетение более чем реально и создается ложное впечатление, что его причина – это нация. Причина всякого угнетения – это классовая раздробленность общества, а национальное различие всего лишь повод для того, чтобы использовать его для безнаказанного гнета, для извлечения все больших прибылей. Так же национальные гонения, геноцид используются буржуазией, чтобы «сплотить» свою нацию, направить гнев трудящихся на ложного врага.
Остается надеяться, что даже в условиях господства рыночных отношений и диктатуры буржуазии мы прошли тот период, когда «цивилизованные» массы европейцев уничтожали друг друга в промышленных масштабах за прибыли монополий. Но все еще многие «коммунисты» продолжают толкать трудящихся в лоно национальных предрассудков вместо того, чтобы научно разрешать национальный вопрос.
Одним из основных поводов для дискуссий служит понятие национального суверенитета и национальной свободы. Неравномерность развития капитализма и его хищническая суть стали причинами того, что одни народности превратились в нации, а другие нет; одни нации заполучили огромные территории и ресурсы, а другие более чем скромно ютятся в пустынях и т.д. Грабеж и порабощение одних стали непреодолимым обстоятельством для роста и развития других. Буржуазия «цивилизованных» наций представляет отсталость некоторых народов как естественное положение дел, а не результат своих преступлений. Поэтому национальный вопрос отсталых народов особенно остро стоит.
Ленин учил коммунистов, что в рассмотрении разных исторических событий следует идти за теми, которые служат развитию производительных сил и расширению возможностей для коммунистической пропаганды. В этом плане национальный суверенитет часто выступал как попутчик развитию буржуазных отношений против старых феодальных и развитию буржуазных свобод. Кроме того, Ленин учил уважать национальные заблуждения трудящихся, «вплоть до их отделения». Многие превратно толкуют этот марксистский лозунг. Не выступать за отделение, а выступать за право на отделение. К сожалению, не всегда есть возможность «загнать железной рукой человечество к счастью».
В другом аспекте национальный суверенитет выступает на следующем историческим этапе – в эпоху развития мировой революции под патронажем СССР. В этом случае национально-осободительная борьба служила борьбой против империализма, а значит, ее следовало поддерживать и всячески в ней проводить коммунистическую линию. Убеждать трудовой народ поддерживать не свою буржуазию против инородной, а выкинуть вовсе буржуазию. И дело тут вовсе не в светлых идеалах свободного народа. Если нация под угнетением мирового империализма будет ближе к социалистической революции, то коммунистам не нужна свобода этой нации. Свобода такой нации будет заключаться в превращении ее из нации буржуазной в нацию социалистическую.
У коммунистов вызывает крайне негативное отношение любая попытка обернуть неуважение к социальному строю трудящихся в нашей стране в форму национального движения. Коммунисты выступают против национального движения русских, так как это ложный путь, который полностью будет использован той или иной группой буржуазии.
Ретивый читатель заметит: «А как же патриотизм?». Это сладкое для многих «коммунистов» слово «патриотизм», которое они противопоставляют всему злому и темному в мире. Часто патриотизм выступает даже в качестве политической категории, которой «измеряют» то или иное явление общественной жизни. Патриотов уважают и защищают, а всех кто против «любви к Родине» («родину» эти граждане непременно пишут с заглавной буквы) считают предателями и врагами. Такой наивный подход заведет этих горе-политиков в один лагерь с националистическими реакционерами и фашистами. Так, как коммунизм привел к фашизму Харчиков в своем творчестве. Это путь преклонения перед предрассудками масс, путь полной и безоговорочной капитуляции перед вредными массовыми заблуждениями.
Патриотизм – это уважительное отношение, любовь к окружающим, по культурным признакам возведенная в национальную оболочку. Само по себе отношение к окружающему миру не должно строиться по принципу патриотизма. В педагогике часто применяется похожий прием: детей учат уважать всяких взрослых, но это имеет свой позитивный смысл, и правильно. Вот патриотизм – примерно такой же прием некритического отношения к окружающей человека среде. Только вот ничего детского в этом нет, все вполне серьезно. Патриот любит «Родину» за то, что она есть, и точка. Подобно верующему, который заперт в тиски священного писания. Патриотизм по характеру этого явления можно спроецировать на более низкий уровень. Любовь к дому, в котором ты живешь. Любовь к городу и краю. Наконец распространенный пример – любовь к футбольной команде своего города. Эта любовь абсолютно бессмысленна и базируется на пустом принципе «землячества». А патриотизм нации так плотно вошел в массовое сознание, потому что нация – это группа людей, объединенная на этапе становления капитализма в первую очередь тесными экономическими связями. Если бы социальной единицей классического капитализма была бы не система хозяйствования нации, а, к примеру, село, то мы бы сейчас говорили о сельском патриотизме, а не о национальном.
С одной стороны, многие скажут, что это естественно, с другой - не поддерживать же «естественность», которая явно глупа и вредна. Соль в том, что патриотизм закономерен, как чувство малоразвитого сознания. Это нормально, когда на определенном этапе патриотизм вдохновлял на буржуазные революции и мировые войны огромные массы людей.
Корнями патриотизм уходит в естественное отношение к своей среде. Когда «по умолчанию» ты положительно относишься к тому, что тебя окружает. Отсюда иллюзия, что патриотизм в целом и вечно естественен. Это не так. На смену патриотизму пришел пролетарский интернационализм. А вскоре после победоносных социалистических революций, с исчезновением класса пролетариев и он сойдет с исторической арены. Разница между интернационализмом и патриотизмом в том, что интернационализм объединяет людей по классовому, экономически обусловленному, а значит реально значимому признаку. В идеале, после ликвидации классов, человечество будет объективно оценивать свое социальное единство, бережно хранить свою общность. Так пролетарский интернационализм – это действительный шаг к научной оценке всего человеческого сообщества.
Известен лишь один случай, когда патриотизм выступает в положительном, прогрессивном качестве в наше время – борьба с фашизмом и колониализмом. Но в первом случае это похоже на «клин клином вышибают», поэтому эффективно в условиях политического господства пролетариата или при огромном влиянии коммунистов, а второй случай с середины XX века практически утратил свою актуальность.
Путаница возникает, когда утверждают, что наш патриотизм – это пролетарский интернационализм. Она вызвана объективными причинами – победой революции в одной или нескольких странах. СССР был форпостом мировой революции и впервые своей «национальной» идеологией избрал интернационализм. Таким образом, эти понятия смешались, особенно после активного использования разного рода русских патриотов в защите СССР от фашизма. Но фактически соприкасаться патриотизм с пролетарским интернационализмом может только в условиях защиты социалистического отечества и завоеваний революции. А лозунг «наш патриотизм – это пролетарский интернационализм» нужно читать как «пролетарский интернационализм – наш ответ буржуазному националистическому патриотизму». Это естественная деформация сознания буржуазной нации в социалистическую нацию. Сознательная замена узконационального патриотизма на «патриотизм» международный – классовый.