Предисловие к первому изданию Предисловие к четвёртому изданию I. Доисторические ступени культуры 1. Дикость 2. Варварство II. Семья III. Ирокезский род IV. Греческий род V. Возникновение Афинского государства VI. Род и государство в Риме VII. Род у кельтов и германцев VIII. Образование государства у германцеврство и цивилизация Примечания Указатель имён Указатель этнографических названий
«Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны - производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой - производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи. Чем меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а следовательно, и богатство общества, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей. Между тем в рамках этой, основанной на родовых связях структуры общества все больше и больше развивается производительность труда, а вместе с ней - частная собственность и обмен, имущественные различия, возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым основа классовых противоречий: новые социальные элементы, которые в течение поколений стараются приспособить старый общественный строй к новым условиям, пока, наконец, несовместимость того и другого не приводит к полному перевороту. Старое общество, покоящееся на родовых объединениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; его место заступает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения, - общество, в котором семейный строй полностью подчинен отношениям собственности и в котором отныне свободно развертываются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие содержание всей писаной истории вплоть до нашего времени.»
Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и госудрарства.
Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. о женском вопросе
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пока жизнь женщины была ограничена рамками домашнего очага, порабощение ее в семье могло в лучшем случае вызвать сочувствие к ней гуманистов, те или иные соображения о средствах облегчения участи униженного в эксплуататорском обществе женского пола. Но стоило женщине переступить порог капиталистического предприятия, как стали возникать небывалые еще, новые социальные проблемы, порождаемые капиталистической эксплуатацией женского труда: неравная плата за равный труд, непосильные для женского организма условия труда, игнорирование капиталистом и капиталистическим государством материнской функции работницы и вытекающих отсюда специфических нужд женской части пролетариата. И чем больше возрастала женская армия труда, тем острее становилисб женские проблемы в рабочем движении, тем настоятельнее выступал перед всем обществом многосторонний и трудный женский вопрос.
И без того сложный женский вопрос был до предела запутан буржуазной социологией, сводившей его сущность то к биологической «трагедии женщины», то к «мужскому эгоизму» и иным антинаучным вымыслам.
Хотя литература по женскому вопросу выходила в таком изобилии, что, по словам Августа Бебеля, ее невозможно было прочесть в течение одной жизни, с каждым следующим произведением причины, породившие женский вопрос, становились все менее понятными. Так было до тех пор, пока научный коммунизм не внес и сюда полной ясности, вскрыв классовые корни и специфику женского вопроса и указав единственно верный, научно обоснованный путь его решения.
Уже в первых совместных произведениях Маркса и Энгельса — «Святом семействе», «Немецкой идеологии», как и в их ранних произведениях, содержатся строки, характеризующие «бесчеловечность общего положения женщины» в капиталистическом обществе; в них можно найти и критику лицемерной буржуазной морали, и мысли о воспитании подрастающего поколения.
В ряде работ Маркса и Энгельса обрисовано положение женщины в капиталистическом производстве.
В труде Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», где рабочий вопрос исследован со всех сторон, показано и положение наиболее жестоко эксплуатируемой части пролетариата — женщин и детей.
Капиталистическая индустриализация, упростившая процесс труда, открыла широкий доступ в промышленность женщинам и детям. «В результате всех усовершенствований машин,— поясняет Энгельс,— действительная, требующая физического напряжения работа все более и более переносится на машину, и работа взрослых мужчин таким образом сводится к простому наблюдению, которое вполне могут осуществить и слабосильная женщина и ребенок, получающие за это в два или даже в три раза меньшую плату» .
На огромном статистическом материале и на основе собственных наблюдений Энгельс создает живую картину пагубных социальных последствий капиталистической эксплуатации женского и детского труда в широко распространенной тогда в Англии «легкой» промышленности — ткацкой, кружевной, швейной, шляпной. Страница за страницей здесь вырисовываются полные драматизма черты бесчеловечной системы выкачивания жизненных соков из женщин и детей — пролетариев на капиталистических предприятиях.
Энгельс говорит о пагубном влиянии фабричного труда на женский и детский организм, приводящего к различным отклонениям от нормального развития. «Какую богатую коллекцию болезней создала эта отвратительная алчность буржуазии! — восклицает Энгельс.— Женщины, неспособные рожать, дети — калеки.., целые поколения, обреченные на гибель, изнуренные и хилые».
Этот глубоко волнующий раздел Энгельс заключает предъявлением буржуазии «обвинения в социальном убийстве». Он показывает далее, как многочасовой фабричный труд женщин разрушает семью и «имеет самые деморализующие последствия как для супругов, так и для детей».
Трудно переоценить значение данной работы Энгельса для теории женского движения. Недаром же Маркс через 22 года после опубликования «Положения рабочего класса в Англии» в I томе «Капитала» писал, что социальные последствия капиталистической эксплуатации женского и детского труда с такой исчерпывающей полнотой описаны в этом произведении Энгельса, «что я здесь ограничиваюсь простым напоминанием об этом».
Много воды утекло с тех пор. Рабочий класс вырвал у буржуазии рабочее законодательство, в ряде капиталистических государств появились нормы, направленные на охрану женского и детского труда. Но научный анализ коренных проблем женского труда, данный в работе* «Положение рабочего класса в Англии», и сформулированные там программные требования рабочего движения по женскому вопросу сохраняют свое научное и практическое значение по сей день. Это: равная плата за равный труд, охрана женского труда на производстве с учетом физиологических особенностей женского организма, характеристика материнства как социальной функций женщины и значения для общества безболезненного совмещения ее общественно полезного труда и материнства.
Вскрывая законы развития капиталистического способа производства, Маркс в «Капитале» отмечает, что беспощадная эксплуатация женщин и детей резко увеличивает прибыли капиталистов: фактически за ту же заработную плату, какую рабочий получал, когда работал один, капиталист теперь принуждает работать не только самого рабочего, но и его жену и детей. «Выбрасывая всех членов рабочей семьи на рынок труда, машины. распределяют стоимость рабочей силы мужчины на всю его семью. Поэтому они понижают стаижость его рабочей силы».
Дешевый женский и детский труд буржуазия использует как орудие наступления на рабочий класс, как средство увеличения резервной армии труда. Это порождает ряд новых проблем в рабочем движении, таких, как конкуренция между отдельными отрядами рабочего класса, и др.
В новую эпоху, в условиях империализма, капиталистическая эксплуатация женского труда в промышленности и сельском хозяйстве как царской России, так и других европейских стран показана в произведениях В. И. Ленина. Вместе с тем Ленин подчеркивает, что «привлечение к производству женщин и подростков есть явление в основе своей прогрессивное». Женщина-пролетарка, с одной стороны вырвалась из «семейной клетки», стала трудиться в рабочем коллективе – возросло её самосознание, она поняла, что за свои права нужно организованно бороться, в дальнейшем мы видим из истории, что она уже участвует в ком. движении, бок-о-бок с мужчиной - Я
В трудах основоположников марксизма-ленинизма показано неравноправное положение женщины в семье, поставлен вопрос об условиях ее всестороннего раскрепощения.
Труд Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» дает полное представлениене только о социально-экономических корнях и способах закрепощения и унижении женщины в эксплуататорском обществе, но и о единственно возможных путях ее освобождения в условиях социализма.
Огромная роль в первобытном обществе коммунистического домашнего хозяйства и заслуженное почитание материнства, указывает Энгельс, обусловливают высокое положение женщины. Однако дальнейшее развитие общества закономерно приводит к возникновению частнособственнической единобрачной семьи, где муж — собственник фамильного имущества, а жена, оторванная от общественно полезного труда,— его служанка.
Только социализм, покончив с частной собственностью на средства производства, освободит женщину, обеспечив ей экономическую самостоятельность, независимость от мужчины. Следовательно, «первой предпосылкой освобождения женщины,— говорит Энгельс,— является возвращение всего женского пола к общественному производству, что в свою очередь требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества».
Интересные высказывания по женскому вопросу содержатся в письмах Маркса и Энгельса. Так, в письме Людвигу Кугельману Маркс с гордостью писал, что активная деятельница женского рабочего движения в Англии, г-жа Ло, избрана в члены Генерального Совета Первого Интернационала. В других письмах тому же адресату Маркс высоко оценивал женское движение Германии, ставшее на позиции Интернационала; подчеркивал, что «великие общественные перевороты невозможны без женского фермента».
Великий продолжатель дела Маркса и Энгельса Владимир Ильич Ленин придавал женскому вопросу и женскому движению огромное значение. По свидетельству Клары Цеткин, Ленин считал женское движени осущественной составной частью движения масс. Создавая в России партию революционного действия — большевистскую партию, Ленин последовательно проводил как в своих произведениях, так и в программных документах партии идею неразрывного единства и взаимосвязи женского и общего освободительного движения в стране.
После Великой Октябрьской социалистической революции Ленин поставил задачу раскрепощения женщины и привлечения женских масс к равному с мужчинами участию в общественной, производственной и культурной деятельности в число первостепенных задач Советского государства. С гордостью создатель первого социалистического государства заявил, что «из тех законов, которые ставили женщину в положение подчиненное, в Советской республике не осталось камня на камне».
Вместе с тем Ленин подчеркивал, что «равенство по закону не есть еще равенство в жизни». «Нам надо,— пояснял Ленин,— чтобы женщина-работница добилась не только по закону, но и в жизни равенства с мужчиной-работником».
Советское государство под руководством Ленина впервые в истории объявило материнство социальной функцией женщины, установив вытекающую отсюда государственную охрану материнства и младенчества.
Говоря о тех задачах Советской власти, решение которых должно способствовать социальному равенствуполов, Ленин в число этих задач включил «неуклонные, систематические меры», направленные «к замене индивидуального хозяйничанья отдельных семей общим кормлением больших групп семей». Помимо общественной службы быта, Ленин вслед за Энгельсом придавал большое значение в решении женского вопроса сочетанию семейного и общественного воспитания детей, любовно назвал детские учреждения «ростками коммунизма».
Руководствуясь ленинским учением, Коммунистическая партия и Советское государство впервые в истории проложили пути к фактическому социальному равенству полов в первом социалистическом государстве.
В беседах с Кларой Цеткин осенью 1920 г. Ленин начертал развернутую систему мероприятий для полного решения всех проблем женского вопроса в процессе социалистического и коммунистического строительства.
Здесь он дал важнейшие указания по программе и тактике международного женского движения. Невозможно переоценить значение для современного коммунистического движения положений Ленина о соотношении демократических и социалистических лозунгов в женском движении. Придавая огромное значение женскому движению в борьбе за единство широких народных масс, выступающих против империалистической реакции, против империалистических войн, Ленин дал четкие указания о методах привлечения женщин к активной общественной деятельности, к освободительной борьбе трудящихся.
От издательства Предисловие Предисловие автора к двадцать пятому изданию Предисловие автора к тридцать четвертому изданию Предисловие автора к пятидесятому изданию Введение
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ ЖЕНЩИНА В ПРОШЛОМ
Глава первая. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 1. Главные эпохи доисторического периода 2. Формы семьи 3. Материнское право Глава вторая. БОРЬБА МЕЖДУ МАТЕРИНСКИМ И ОТЦОВСКИМ ПРАВОМ 1. Возникновение отцовского права 2. Отзвуки материнского права в греческих мифах и драмах 3. Законные жены и гетеры в Афинах 4. Остатки материнского права в нравах разных народов 5. Возникновение государственного порядка. Разложение рода в Риме
Глава третья. ХРИСТИАНСТВО
Глава четвертая. ЖЕНЩИНЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА 1. Положение женщины у германцев 2. Феодализм и право первой ночи 3. Расцвет городов. Монашество и проституция 4. Рыцарство и поклонение женщине
Глава пятая. РЕФОРМАЦИЯ 1. Лютер 2. Последствия реформации. Тридцатилетняя воина
Глава шестая. ВОСЕМНАДЦАТОЕ СТОЛЕТИЕ 1. Придворная жизнь в Германии 2. Меркантилизм и новое брачное законодательство 3. Французская революция и крупная промышленность
ОТДЕЛ ВТОРОЙ ЖЕНЩИНА В НАСТОЯЩЕМ
Глава седьмая. ЖЕНЩИНА КАК ПОЛОВОЕ СУЩЕСТВО 1. Половое влечение 2. Безбрачие и частые самоубийства
Глава восьмая. СОВРЕМЕННЫЙ БРАК 1. Брак как призвание 2. Уменьшение деторождении 3. Денежный брак и биржа браков
Глава девятая. РАЗЛОЖЕНИЕ СЕМЬИ 1. Рост расторжений браков 2. Буржуазный и пролетарский брак
Глава десятая. БРАК КАК МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ СРЕДСТВО 1. Уменьшение числа вступлений в брак 2. Детоубийство и вытравление плода 3. Воспитание для целей брака 4. Бедствия современной супружеской жизни
Глава одиннадцатая. ШАНСЫ БРАКА 1. Численное соотношение полов 2. Помехи и препятствия к браку. Численный перевес женщин
Глава двенадцатая. ПРОСТИТУЦИЯ-НЕОБХОДИМОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА 1. Проституция и общество 2. Проституция и государство 3. Торговля девушками 4. Рост проституции. Внебрачные матери 5. Преступления против нравственности и венерические болезни
Глава тринадцатая. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1. Развитие и распространение женского труда 2. Фабричная работа замужних женщин. Домашняя промышленность и опасные для здоровья производства
Глава четырнадцатая. БОРЬБА ЖЕНЩИНЫ ЗА ОБРАЗОВАНИЕ 1. Революция в домашней жизни 2. Духовные способности женщины 3. Различия в телесных и духовных качествах мужчин и женщин 4. Дарвинизм и состояние общества 5. Женщина и свободные профессии
Глава пятнадцатая. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ 1. Борьба за гражданское равноправие 2. Борьба за политическое равноправие
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
Глава шестнадцатая. КЛАССОВОЕ ГОСУДАРСТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ПРОЛЕТАРИАТ 1. Наша общественная жизнь 2. Обострение классовых противоречий
Глава семнадцатая. ПРОЦЕСС КОНЦЕНТРАЦИИ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1. Вытеснение сельского хозяйства промышленностью 2. Прогрессирующая пролетаризация. Господство крупного производства 3. Концентрация богатства
Глава, восемнадцатая. КРИЗИС И КОНКУРЕНЦИЯ 1. Причины и следствия кризисов 2. Посредническая торговля и вздорожание продуктов питания
Главе девятнадцатая. РЕВОЛЮЦИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ 1. Заморская конкуренция и бегство из деревни 2. Крестьяне и крупные землевладельцы 3. Противоречия между городом и деревней
ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Глава двадцатая. СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1. Преобразование общества 2. Экспроприация экспроприаторов
Глава двадцать первая. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 1. Привлечение всех работоспособных к работе 2. Гармония интересов 3. Организация труда 4. Рост производительности труда 5. Уничтожение противоречий между умственным и физическим трудом 6. Повышение потребительной способности 7. Равенство трудовых обязанностей для всех 8. Упразднение торговли и преобразование транспорта
Глава двадцать вторая. СОЦИАЛИЗМ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО 1. Уничтожение частной земельной собственности 2. Мелиорация почвы 3. Преобразование обработки земли 4. Крупное и мелкое хозяйство. Развитие электрокультуры 5. Виноделие будущего 6. Мероприятия против истощения почвы 7. Уничтожение противоположности между городом и деревней
Глава двадцать третья. УПРАЗДНЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Глава двадцать четвертая. БУДУЩЕЕ РЕЛИГИИ
Глава двадцать пятая, СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Глава двадцать шестая. ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Глава двадцать седьмая. СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 1. Беззаботность существования 2. Переворот в области питания 3. Коммунистическая кухня 4. Переворот в домашней жизни
Глава двадцать восьмая. ЖЕНЩИНА В БУДУЩЕМ
Глава двадцать девятая. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ
Глава тридцатая. ПРОБЛЕМА НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛИЗМ 1. Страх перед перенаселением 2. Образование перенаселения 3. Бедность и плодовитость 4. Недостаток в людях и излишек питательных веществ 5. Социальные отношения и способность размножения
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в эпоху великого социального переворота, который с каждым днем все более движется вперед. Постоянно увеличивающееся движение и брожение мысли замечается во всех слоях общества и влечет к глубоким жизненным преобразованиям. Все чувствуют, что почва колеблется под их ногами, выплывает масса вопросов, которые интересуют все более широкие круги и из-за разрешения которых ведутся жаркие споры. Одним из важнейших вопросов, все более выдвигающимся на первый план, является женский вопрос.
Здесь дело идет о положении, которое женщина должна занять в нашем социальном организме, каким образом она может всесторонне развить свои силы и способности, чтобы сделаться полным, равноправным и деятельным членом человеческого общества. С нашей точки зрения этот вопрос совпадает с вопросом, какой вид и организацию должно принять человеческое общество, чтобы угнетение, эксплуатация, нужда и нищета заменились физическим и социальным здоровьем отдельных личностей и всего общества в целом. Таким образом, женский вопрос является для нас лишь одной стороной общего социального вопроса, занимающего в настоящее время всех мыслящих людей; он может поэтому найти свое окончательное решение лишь с уничтожением общественных противоположностей и с устранением вытекающего из них зла.
Тем не менее необходимо и специально заниматься женским вопросом. Во-первых, вопрос о том, каково положение женщины было раньше, каково оно теперь и каким станет в будущем, затрагивает большую половину общества, по крайней мере в Европе, потому что здесь женский пол образует большую половину населения. Во-вторых, представление об общественном положении женщины в течение тысячелетий так мало соответствует действительности, что разъяснение истинного положения вещей крайне необходимо. Ведь добрая половина предрассудков, с которыми встречается все усиливающееся движение в самых различных кругах, в том числе и в кругу самих женщин, основывается на незнании и на непонимании положения женщины. Многие утверждают даже, что не существует никакого женского вопроса, так как положение, которое до сих пор занимала женщина и которое она должна занимать в будущем, определяется ее "природным призванием", указывающим ей быть женой и матерью и ограничивающим ее деятельность домашнею работой. Что происходит по ту сторону ее четырех стен или не стоит в самой тесной связи с ее домашними обязанностями, то ее не касается.
Таким образом, и в женском вопросе, как и в социальном вопросе вообще, где главную роль играет положение рабочего класса в обществе, стоят друг против друга различные партии. Желающие оставить все по-старому быстры на ответ и думают покончить дело, указав женщине на ее "природное призвание". Они не видят, что миллионы женщин совершенно не в состоянии следовать присвоенному им "природному призванию" хозяек, родильниц и воспитательниц по причинам, которые нужно развить подробно. Они не видят, что другие миллионы женщин в значительной степени не выполнили этого призвания, потому что брак превратился для них в иго и рабство и они должны влачить свою жизнь в нищете и нужде. Это, правда, так же мало беспокоит наших "мудрецов", как и тот факт, что миллионы женщин самых различных жизненных призваний должны выжимать из себя последние силы, часто самым неестественным образом, чтобы только поддерживать свое существование. Перед этим неприятным фактом они точно так же закрывают глаза и затыкают уши, как перед нищетой пролетариата, утешая себя и других тем, что "всегда" так было и "всегда" так будет. Они ничего не хотят Слышать о том, что женщина, точно так же как мужчина, имеет право на полную долю в культурных приобретениях нашего времени, чтобы облегчить и улучшить свое положение, чтобы развить и применить в своих интересах все свои духовные и физические способности. А если им еще говорят, что для физической и духовной независимости женщине необходима и экономическая независимость, что только тогда она не будет более зависеть от благоволения и милости другого пола, - тогда они уже окончательно теряют терпение, их гнев разгорается и следует поток резких жалоб на "современное сумасшествие" и на "дурацкие эмансипаторские стремления". Это филистеры мужского и женского пола, которых невозможно вытянуть из узкого круга их предрассудков. Это сычи, появляющиеся повсюду, где господствует тьма, и в ужасе вскрикивающие, как только луч света падает в приятную им темноту. Другая часть противников движения не может, конечно, закрывать глаза перед слишком громко говорящими фактами. Они признают, что ни в одну из предыдущих эпох большая часть женщин не находилась, по сравнению с общим культурным развитием, в таком неудовлетворительном положении, как ныне, и поэтому необходимо заняться вопросом, как улучшить их положение, поскольку они предоставлены самим себе. Но и этой части противников кажется, что социальный вопрос разрешен для тех женщин, ладья которых пристала к брачной пристани.
Эта часть требует поэтому, чтобы незамужней женщине были открыты те области труда, которые соответствуют ее силам и способностям, с тем чтобы она могла вступить в соревнование с мужчиной. Некоторые идут еще дальше и требуют, чтобы соревнование не ограничивалось низшими родами занятий, но распространялось и на более высокие формы деятельности людей - на область искусства и науки. Они требуют допущения женщин к занятиям во всех высших учебных заведениях, в том числе и в университетах, они высказываются и за принятие женщин на государственную службу (почта, телеграф, железные дороги), при этом ссылаются на результаты, достигнутые женщинами, особенно в Соединенных Штатах. Иногда выставляется даже требование о предоставлении женщине политических прав. Ведь женщина - такой же человек и гражданин, как мужчина, а существующее до сих пор сосредоточение законодательной власти только в руках мужчин показывает, что те пользовались своей привилегией лишь в своих выгодах, опекая женщин во всех отношениях, и это необходимо прекратить.
Замечательно, что все эти кратко очерченные здесь стремления не выходят за рамки современного общественного строя. Даже не ставится вопрос, будет ли этим вообще достигнуто что-нибудь существенное и основательное для положения женщин. Стоя на почве буржуазного, то есть капиталистического, общественного порядка, буржуазную равноправность мужчины и женщины рассматривают как окончательное решение вопроса. Не сознают или сознательно обманывают себя, что поскольку вопрос идет о беспрепятственном допущении женщин к ремесленным и промышленным занятиям, цель эта фактически достигнута и находит самую сильную поддержку со стороны господствующих классов, действующих в своих собственных интересах. Но при данных условиях допущение женщин ко всякой промышленной и ремесленной деятельности должно иметь своим следствием обострение борьбы и соперничества между рабочими и в конце концов понижение доходов как для женской, так и для мужской рабочей силы, независимо от того, получается ли этот доход в форме заработной платы или жалованья.
Ясно, что это решение не может быть правильным. Полное уравнение положения женщин в буржуазном понимании является конечной целью не только мужчин, которые сочувствуют этим женским стремлениям, стоя на почве современного общественного строя, но и женщин из буржуазии, принимающих участие в движении. Эти последние и их единомышленники среди мужчин составляют, таким образом, группу, противоположную той части мужчин, которые враждебно настроены к женскому движению или из филистерской ограниченности, или из низменного эгоизма и страха конкуренции, когда речь идет о допущении женщин к высшему образованию и лучше оплачиваемым общественным должностям. Но классовых противоречий, существующих между рабочими и капиталистами, здесь нет.
Если предположить, что буржуазное женское движение проведет все свои требования о равноправии с мужчинами, то этим не уничтожится ни рабство, каким для бесчисленного числа женщин является современный брак, ни проституция, ни материальная зависимость огромного большинства жен от своих мужей. Для огромного большинства женщин к тому же безразлично, удастся ли нескольким тысячам женщин более состоятельных слоев общества пройти высшее учебное заведение, получить медицинскую практику или сделать научную или служебную карьеру, - это ничего не изменит в общем положении их пола.
Женский пол в своей массе страдает в двойном отношении: во-первых, он страдает вследствие социальной и общественной зависимости от мужчин - эта зависимость может быть ослаблена, но не устранена формальным уравнением женщины перед законами и в правах, - он страдает и от экономической зависимости, в которой находятся женщины вообще и пролетарские женщины в особенности, наравне с пролетариями-мужчинами. Из этого вытекает, что все женщины, без различия их социального положения, как пол, находящийся вследствие нашего культурного развития в подчинении у мужчин, заинтересованы в том, чтобы это состояние, поскольку это возможно, уничтожить путем изменения законов и перестройки существующего государственного и общественного порядка. Но огромное большинство женщин живейшим образом заинтересовано также и в том, чтобы существующий государственный и общественный строй был коренным образом преобразован, чтобы было устранено как рабство наемного труда, от которого больше всего страдает женский пролетариат, так и половое рабство, неразрывно связанное с нашими имущественными и производственными отношениями.
Женщины, принимающие участие в буржуазном женском движении, не понимают необходимости подобного радикального преобразования общества. Находясь в привилегированном положении, они видят в более прогрессивном пролетарском женском движении опасные и нежелательные стремления, с которыми следует бороться. Классовая противоположность, которая разделяет класс капиталистов и класс рабочих и которая при обострении наших отношений развивается все сильнее, проявляется, таким образом, и в женском движении.
Тем не менее враждебные женские партии имеют гораздо больше точек соприкосновения, чем разделенные классовой борьбой Мужчины, так что первые могут вести борьбу, маршируя отдельно, но сражаясь вместе. Это верно для всех областей, затрагивающих вопрос о равноправии женщин с мужчинами на основе сохранения современного государственного и общественного строя, следовательно, и для деятельности женщины во всех областях, соответствующих ее силам и способностям, и для ее борьбы за полное гражданское и политическое равноправие с мужчиной. Это очень важные и, как будет видно, очень обширные области. Наряду с этим пролетарские женщины имеют особый интерес бороться рука об руку с пролетариями-мужчинами за все мероприятия и учреждения, которые охраняют работающую женщину от физической и моральной дегенерации и обеспечивают ей возможность проявлять свои способности как матери и воспитательницы детей. Женщина-пролетарий должна далее вместе с мужчиной-пролетарием, ее товарищем по классу и судьбе, вести борьбу за коренное преобразование общества, которое сделает возможным полную экономическую и духовную независимость обоих полов путем создания соответствующей социальной организации.
Таким образом, дело идет не только о том, чтобы осуществить равноправие женщины с мужчиной на основе существующего государственного и общественного порядка, что составляет цель буржуазного женского движения, но и о том, чтобы уничтожить все преграды, которые создают зависимость человека от человека, точно так же как зависимость одного пола от другого. Это разрешение женского вопроса совпадает с разрешением социального вопроса. Поэтому тот, кто стремится к разрешению женского вопроса во всем его объеме, должен идти рука об руку с теми, которые написали на своем знамени разрешение социального вопроса, то есть с социалистами.
Из всех партий социал-демократическая партия единственная, которая включила в свою программу требование полного равноправия женщины, ее освобождения от всякой зависимости и угнетения не из агитаторских соображений, но по необходимости. Освобождение человечества невозможно без социальной независимости и равноправного положения полов.
С изложенными здесь основными положениями должны быть согласны все социалисты. Другое дело - способ, каким мы думаем достигнуть конечных целей, то есть то, каковы должны быть мероприятия и отдельные учреждения, которые создадут желаемые независимость и равноправие для всех.
Как только оставляется почва действительности и начинается изображение картин будущего, так открывается широкое поле для всевозможных предположений. Начинается спор о том, что вероятно и что невероятно. Поэтому то, что в этом отношении изложено в предлагаемой книге, может быть рассматриваемо как личный взгляд автора и всевозможные нападки должны быть направлены только против него лично, он один несет ответственность за сказанное.
Всякая искренняя и объективная критика будет воспринята нами с большим вниманием, нападки же, которые извращают содержание книги или основываются на заведомо ложных обвинениях, будут обойдены молчанием. Во всяком случае в дальнейшем изложении указаны все выводы, полученные в результате исследования фактов. Освобождение от предрассудков - первое условие для познания истины, и только без всяких стеснений сказанное слово о том, что есть и что должно быть, ведет к цели.
Пояснение: Приведенные высказывания В.И.Ленина содержатся в статьях, написанных еще до революции 1917 г. Однако именно здесь содержится идея, которая легла в основу последующей политической и законодательной практики. Источник "домашнего рабства женщины" - не бесправие, а капитализм. Изменение положения женщины не мыслимо без смены общественного строя.
Ленин В.И. "0 ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ" (отрывок)
Возьмем вопрос о разводе. Роза Люксембург пишет в своей статье80, что централизованное демократическое государство, вполне мирясь с автономией отдельных частей, должно оставить в ведении центрального парламента все важнейшие отрасли законодательства и, между прочим, законодательство о разводе. Эта заботливость об обеспечении центральной властью демократического государства свободы развода вполне понятна. Реакционеры против свободы развода, призывая к "осторожному обращению" с ней и крича, что она означает "распад семьи". Демократия же полагает, что реакционеры лицемерят, защищая на деле всевластие полиции и бюрократии, привилегии одного пола и худшее угнетение женщины; - что на деле свобода развода означает не "распад" семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях.
Обвинять сторонников свободы самоопределения, т. е. свободы отделения, в поощрении сепаратизма - такая же глупость и такое же лицемерие, как обвинять сторонников свободы развода в поощрении разрушения семейных связей. Подобно тому, как в буржуазном обществе против свободы развода выступают защитники привилегий и продажности, на которых строится буржуазный брак, так в капиталистическом государстве отрицание свободы самоопределения, т. е. отделения наций, означает лишь защиту привилегий господствующей нации и полицейских приемов управления в ущерб демократическим,
Александра Коллонтай. Женщина-работница в современном обществе
«"Женский вопрос, - говорят феминистки, - это вопрос "права и справедливости"". "Женский вопрос, - отвечают пролетарки, - это вопрос "куска хлеба". Женский вопрос и женское движение, убеждают нас буржуазные женщины, возникло тогда, когда сознательный авангард борцов за женскую эмансипацию выступил открыто на защиту своих попираемых прав и интересов. Женский вопрос, отвечают пролетарки, возник тогда, когда миллионы женщин властью всемогущего Молоха - капитала - оказались выброшенными на трудовой рынок, когда, послушно спеша на унылый призыв фабричного гудка, миллионы женщин стали толпиться у фабричных ворот, перехватывая заработок у своих собственных мужей и отцов... Этих женщин гнал из дома плач голодных детей, скорбные взгляды истощенных родителей, болезнь кормильца семьи, собственная необеспеченность, нищета... Все шире и шире раскидывал капитал свои сети. Стремительно бросалась женщина в гостеприимно открывающиеся перед нею двери фабричного ада...
Пока женщина не принимала непосредственного участия в товарном производстве, пока деятельность ее ограничивалась изготовлением главным образом, "продуктов домашнего потребления, до тех пор не могло быть и речи о женском вопросе в современной его постановке. Но с той поры, как женщина вступила на трудовую дорогу, как труд ее получил признание на мировом рынке, как женщина приобрела для общества значение самоценной трудовой единицы, прежнее вековое бесправие в обществе, прежнее порабощение в семье, прежние путы, сковывавшие свободу ее движений, стали для нее вдвое горше, вдвое невыносимее... <…>
Женский труд стал крупным и необходимым фактором хозяйственной жизни: целая треть ценностей, поступающих на мировой рынок, изготовляется руками женщин.
Капитал нуждается в дешевых рабочих руках и притягивает к себе все новые и новые трудовые силы женщин. Но в то время, как буржуазная женщина с гордо поднятой головой вступает в открывающиеся перед ней двери интеллигентных профессий, пролетарка с тяжелой покорностью судьбе идет к новому станку. <…>
Но, скажут буржуазные поборницы равноправия женщин, пролетарка страдает не только как продавец своей рабочей силы, но и мать и жена: ее угнетает еще ее бесправное положение в обществе, подчиненность мужчине. И в данном случае интересы всех женщин не могут не совпадать. "Уравнение прав женщин с мужчинами своего класса" - что, кроме уравнения в бесправии со своим товарищем-пролетарием, может дать женщине излюбленный девиз феминисток? Докторский диплом, чиновничий мундир или даже министерский портфель, кому, как не самим же буржуазкам, доступны эти заманчивые "блага".
Полная политическая правоспособность? О, да в ней работница нуждается еще в большей мере, чем буржуазка. Политические права для работницы - это великое, могучее орудие борьбы за свое освобождение. Но в состоянии ли даже эта радикальная реформа, эта кульминационная точка феминистских вожделений избавить пролетарку от бездны страданий и зла, что преследуют ее и как женщину и как продавца рабочей силы? Нет! Пока женщина принуждена будет продавать свою рабочую силу и сносить кабалу капитализма, пока жив будет современный эксплуататорский способ производства новых ценностей, до тех пор не стать ей свободной, независимой личностью, женой, выбирающей мужа лишь по влечению сердца, матерью, без страха глядящей на будущее своих детей... Это не значит, конечно, будто последователи научного социализма, как упрекают их в этом феминистки, "отодвигают" решение вопроса о равноправности женщин до наступления социализма; что они не желают бороться за возможное и в рамках современного буржуазного мира раскрепощение женщины. Напротив, нет ни одной партии в мире, которая бы так любовно, так вдумчиво относилась к интересам женщин и сколько бы сделала для всестороннего ее освобождения, как та рабочая партия, что стоит на точке зрения научного социализма. Будучи твердо убежденной, что полное раскрепощение женщины возможно лишь в коренным образом реформированном обществе, эта партия, тем не менее, для удовлетворения ближайших нужд женщин требует:
1) отмены всех законов, подчиняющих женщину мужчине;
2) права избирать и быть избираемой во все законодательные учреждения и органы местного самоуправления на основе всеобщей, равной, тайной и прямой подачи голосов;
3) законодательной охраны труда: а) распространения законодательной охраны на все отрасли промышленности и сельскохозяйственного труда, домашнего услужения и работы на дому; b) установления максимального 8-часового рабочего дня в промышленности и торговле и 10-часового рабочего дня для сельскохозяйственных работ в летнее время; с) полного праздничного отдыха (не менее 42 час.) в неделю; d) полудневного отдыха по субботам, е) отмены ночного и сверхурочного труда, f) воспрещения женского труда в особо вредных для женского организма производствах: в отраслях производства, где применяется ртуть, фосфор, свинец и др. яды; g) улучшение гигиенических, санитарных и технических условий труда в мастерских; i) воспрещения таких способов труда, которые вредны или опасны для матери и потомства (таскание тяжестей, ножные двигатели и т. д; j) расширения фабричной инспекции на все отрасли труда, включая домашнее услужение и работу на дому.
Назначения женщины фабричными инспектрисами. Участие в инспекции выборных от рабочих и работниц;
охраны материнства: а) установления обязательного отдыха для беременных за 8 недель до и 8 недель после родов с получением пособия в размере полного заработка из касс государственного страхования; b) бесплатной медицинской и акушерской помощи в родовой период: с) освобождения кормящей грудью детей каждые 2 часа до 1/2 часа; d) отведения специального помещения в крупных предприятиях для кормления грудных детей и для яслей; мелкие предприятия каждого района сообща отводят такое помещение; е) управления яслей в руках матерей; f) организации курсов для обучения матерей уходу за детьми; g) возложения на городские и земские самоуправления домов для беременных и рожениц, раздачи ими здорового бесплатного детского молока тем матерям, которые не в состоянии кормить детей грудью;
5) в области семейных отношений и борьбы с проституцией требуется: а) отмена регламентации проституции и борьба с ней при помощи улучшения экономического положения рабочего класса и широкое вовлечение женщин в классовое движение пролетариата; b) требование отдельного вида на жительство для жены, до отмены паспортной системы; с) возложение на городское и земское самоуправление заботы о постройке дешевых здоровых жилищ для рабочих семейств и для неженатых рабочих и работниц; d) развитие кооперативного движения, облегчающее работнице ведение своего хозяйства. Необходимым условием для осуществления всех помещенных требований является полная свобода союзов, собраний, печати, слова и стачек.
Под многими ли из этих требований подпишутся наши равноправки? Буржуазные женщины постоянно толкуют о единстве женских интересов, о необходимости общеженской борьбы. И данный съезд, первый в России съезд представительниц "прекрасного пола", имеет целью объединить вокруг общего женского знамени всех женщин без различия классов и партий. Но где оно, это общее женское знамя?
Женский мир, как и мир мужской, разделен на два лагеря: один по своим целям, стремлениям и интересам примыкает к классам буржуазным, другой тесно связан с пролетариатом, освободительные стремления которого охватывают также решение женского вопроса во всей его полноте. И цели, и интересы, и средства борьбы различны у той и другой категории борющихся за свое освобождение женщин.
Цель феминисток - возможно лучше устроить женщин (разумеется, главным образом женщин определенной социальной категории) в современном эксплуататорском мире, мире "стонов и слез". Цель пролетарок - заменить старое, антагонистическое классовое общество новым светлым храмом труда и братской солидарности...
Но, разбивая оковы капитализма, работница вместе с тем пробивает дорогу и для новой женщины - свободной возлюбленной гражданки и матери.
Пусть же не зовут в свои ряды буржуазные равноправие женщин рабочего класса, пусть не рассчитывают их руками завоевать себе те социальные блага, что сейчас являются достоянием одних лишь мужчин буржуазного класса. Оторванные от своих товарищей, отказавшиеся от своих классовых задач, пролетарки перестанут быть социальной силой, с которой сейчас считается даже "реальная политика"... Только оставаясь в рядах своего класса, только сражаясь за общерабочие идеалы и интересы, сможет женщина-работница защитить и свои женские права и интересы...
И тогда, одновременно со всем рабочим классом, сможет она в преобразованном на новых трудовых началах обществе наконец отпраздновать двойную, великую победу: свое освобождение как продавца рабочей силы от цепей и рабства капитализма и свое всестороннее раскрепощение как личности и человека...»
...Говоря о преобразовании фабрикой условий жизни населения, необходимо заметить, что привлечение к производству женщин и подростков * есть явление в основе своей прогрессивное. Бесспорно, что капиталистическая фабрика ставит эти разряды рабочего населения в особенно тяжелое положение, что по отношению к ним особенно необходимо сокращение и регулирование рабочего дня, обеспечение гигиенических условий работы и пр., но стремления совершенно запретить промышленную работу женщин и подростков или поддержать тот патриархальный строй жизни, который исключал такую работу, были бы реакционными и утопичными. Разрушая патриархальную замкнутость этих разрядов населения, которые прежде не выходили из узкого круга домашних, семейных отношений; привлекая их к непосредственному участию в общественном производстве, крупная машинная индустрия толкает вперед их развитие, повышает их самостоятельность, т. е. создает такие условия жизни, которые стоят несравненно выше патриархальной неподвижности докапиталистических отношений.
Современное капиталистическое общество таит в своих недрах множество таких случаев нищеты и угнетения, которые не бросаются сразу в глаза. Раздробленные семьи мещан, ремесленников, рабочих, служащих, мелких чиновников бедствуют невыразимо, с трудом сводя концы с концами в лучшие времена. Миллионы и миллионы женщин в таких семьях живут (или, вернее, мучаются) жизнью «домашних рабынь», старающихся накормить и обшить семью на гроши, ценою каждодневных отчаянных усилий и «экономии» на всем — кроме своего труда.
Из этих женщин капитал всего охотнее берет себе работниц на дому, готовых за чудовищно низкую плату «прирабатывать» себе и семье на кусок хлеба. Из этих же женщин капиталисты всех стран берут себе (подобно рабовладельцам древности и крепостным помещикам средних веков) любое число наложниц за самую «доступную» цену. И никакое «нравственное негодование» (в 99 случаях из ста лицемерное) по поводу проституции не сможет ничего поделать против этой торговли женским телом: пока существует наемное рабство, неизбежно будет существовать и проституция. Все угнетенные и эксплуатируемые классы в истории человеческих обществ всегда вынуждены были (в этом и состоит их эксплуатация) отдавать угнетателям, во-первых, свой неоплаченный труд и, во-вторых, своих женщин в наложницы «господам».
Рабство, крепостничество и капитализм одинаковы в этом отношении. Изменяется только форма эксплуатации; эксплуатация остается.
В Париже, «столице мира», центре цивилизации, открылась в настоящее время выставка произведений «эксплуатируемых работниц на дому».
На каждом выставленном предмете мы видим билетик, показывающий, сколько получает за его приготовление работница на дому и сколько она может выработать при этом в день и в час.
И что же оказывается? Больше 1 1/4 франка, т. е. 50 копеек, ни на одном товаре работница на дому выработать не может. А громадная масса работ доставляет заработок еще неизмеримо более низкий. Вот, например, абажуры. Плата — 4 копейки за дюжину. Или бумажные мешки — 15 копеек за 1000, заработок — шесть копеек в час. Вот маленькие игрушки с лентами и т. п. — 2 1/2 копейки за час. Вот цветочные работы — две-три копейки за час. Вот дамское и мужское белье — от двух до шести копеек за час. И так далее без конца.
Следовало бы и нашим рабочим обществам и профессиональным союзам организовать подобную «выставку». Она не даст колоссальных барышей, собираемых выставками буржуазии. Выставка пролетарской женской нужды и нищеты даст иную пользу: она поможет наемным рабочим и рабыням понять свое положение, оглянуться на свою «жизнь», вдуматься в условия избавления от этого вечного гнета нужды, нищеты, проституции и всяких надругательств над неимущим.
Переходим к практической части программы... По первому отделу вряд ли есть надобность в существенных изменениях "проекта программы" группы "Освобождение труда", требующего
...9) "пересмотра всего нашего гражданского и уголовного законодательства, уничтожение сословных подразделений и наказаний, не совместимых с достоинством человека". Сюда следовало бы добавить: "установление полного равенства прав женщины с мужчиной"...
По второму отделу практических требований мы находим в программе группы "Освобождение труда" общее требование "законодательного регулирования отношений рабочих (городских и сельских) к предпринимателям и организации соответствующей инспекции с представительством от рабочих". Нам думается, рабочая партия должна обстоятельнее и подробнее изложить требования по этому пункту, должна требовать (1) 8-часового рабочего дня; (2) запрещения ночной работы; запрещения работы детой до 11 лет...
Группа мужчин из 25 человек, одетых в женские юбки, недавно провела пикет в Парке Каббон, в городе Бангалор, Индия.
Их цель: воспитание общества в том смысле, что использование любого вида одежды не может являться причиной сексуальных домогательств или опавдать изнасилование женщин и заявление о праве женщин одеваться так, как они пожелают. Члены группы заявили о своей решимости бороться за равноправие женщины и мужчины, призвали всех членов общества не оставаться равнодушными к проблеме.