Историко-революционная трилогия С.Эйзенштейна о рабочем движении в России. В неё вошли фильмы "Стачка", "Броненосец "Потёмкин" и "Октябрь"
1. "Стачка" - х/ф, 1924 год, СССР
Режиссер: Сергей Михайлович Эйзенштейн
В фильме участвуют актеры Первого рабочего театра. В ролях: Григорий Александров, Александр Антонов, Юдифь Глизер, Михаил Гоморов, Иван Клюквин, Владимир Уральский, Максим Штраух, Борис Юрцев.
Золотая медаль Эйзенштейну С.М. на Международной выставка декоративных искусств в Париже (Франция) (1925)
"Именно этот фильм русской революционной кинематографии, при всех своих несовершенствах, стал вехой не только советского, но и всего мирового кино. В этой картине заключено многое из того, что раньше было неведомо художественной кинематографии: острота социальной тематики, рождение героя-массы, документальность, элементы нового киноязыка." (Сергей Юткевич)
На одном из крупнейших заводов России организуется стачка, поводом для которой послужило самоубийство рабочего, несправедливо обвиненного администрацией завода в краже инструментов.
Сюжет - Революция, а герой — революционная масса. Но не театру, скованному камерностью, не драме (как ни добивался того немецкий экспрессионизм в опытах создания "человека-массы"), а именно кинематографу удалось максимально реализовать эти мечтания:"игру толпы" — в сотнях участников массовки, а "мятеж", штурм "преграды", победу, похороны жертв — в конкретных перипетиях стачки на одном из российских заводов, где, разлившись, понесла, сметая все на пути, река рабочего гнева. Это был первый фильм Эйзенштейна — "Стачка", снятый им на Первой фабрике Госкино в 1925 году.
В изображение буржуазии Эйзенштейн вложил всё свое презрение, отвращение и гадливость, зловещий гротеск! Ожиревшие, апоплексические туши, низколобые лица, наглость хозяев жизни. Ублюдки-шпики, агенты охранки, чьи мерзостные портреты сопоставляются с животными: бульдог, мартышка и пр. Ободранные проститутки и уроды-сутенеры, купленная полицией уголовная шпана и прочая грязь городского дна в контакте с "верхами".
Совсем иное — образ пролетариата, половодья, бурного потока. "Долой индивидуальную цепь событий (интригу-фабулу)", — декларировал Эйзенштейн.
Конфликтом и стержнем фильма стала объявленная Марксом и Лениным классовая борьба, следствие социального неравенства, общественной несправедливости. Эксплуатация рабочих, разложение верхов и бедствия низов — в "Стачке". Грубость и жестокость командиров — в "Броненосце Потемкине". Сюжет в старом смысле — как взаимоотношения отдельных людей и характеров — исчезает. Нарастание протеста, экспозиция гнева — первая фаза; взрыв и штурм — кульминация; итог борьбы — победа или временное, с надеждой на будущее, поражение. Такова новая конструкция фильма-эпопеи, впервые вырисовавшаяся в "Стачке".
Пролетариат на штурме — это образ половодья, бурного потока, вбирающего в себя все новые и новые массы, лавину круглых, славных голов. Надвигается на зрителя, разворачивается на кругу паровоз, весь облепленный бодрыми, радостными людьми. Местом действия стачки становятся улочки рабочего поселка, солнечные поляны пригорода, роща белых берез. И кажется, что все вокруг, вся земля охвачена пролетарской бурей.
И здесь же скорбные, страшные картины гибели стачки, сытые жандармы на сытых конях, разгоняющие забастовщиков водой из брандспойтов. Здесь и хрестоматийно знаменитая метафора "разгрома-бойни", когда Эйзенштейн смонтировал подлинные фрагменты разделки мясных туш с жестокой расправой над участниками стачки. Метафора была, как сейчас ясно видно, наивной, прямолинейной, но и она демонстрирует пафос нового языка кино, поиск тех социальных понятий, от которых был в ту пору еще бесконечно далек киноэкран.(Зоркая Н. М.Черно-белые, с красным флагом двадцатые).
2. «Броненосец „Потемкин"» - х/ф, 1925 год, СССР
Сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино.
Режиссер: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров Сценарий: Нина Агаджанова, Сергей Эйзенштейн, Сергей Третьяков В главных ролях: Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров, Иван Бобров, Михаил Гоморов, Александр Левшин, Н. Полтавцева, Константин Фельдман, Прокопенко, А. Глауберман
Матросы одного из грозных кораблей Черноморского флота, стоящего на рейде Одессы, взбунтовались из-за того, что их кормили червивым мясом. Зачинщики бунта приговариваются к расстрелу, однако, во время исполнения казни остальные матросы бросаются им на выручку. Офицеров корабля выбрасывают за борт, но вдохновитель восстания матрос Вакуленчук гибнет в схватке. Население Одессы стекается на похороны Вакуленчука и поддерживает команду революционного корабля. Вызванные правительственные войска безжалостно расстреливают мирных жителей на знаменитой одесской лестнице. На подавление восстания направляется Черноморская эскадра, но матросы отказываются стрелять по восставшим, и броненосец «Потёмкин» победно проходит через грозный строй кораблей. Нна мачте броненосца гордо развевается поднятый восставшими красный флаг.
Лучший фильм по признанию Американской Киноакадемии (1926). Признан «одним из лучших» — в 1954 году. Признан первым в числе 12 лучших фильмов всех времён и народов по результатам международного опроса критиков в Брюсселе в 1958 году (110 голосов из 117). Первый среди ста лучших фильмов по опросу киноведов мира (1978). Завоевал приз на Всемирной выставке в Париже (1926).
3. «Октябрь» - х/ф, 1927 год, СССР
Завершающая часть киноэпопеи («Стачка», «Броненосец „Потёмкин“», «Октябрь»). Фильм демонстрировался в США под названием «Десять дней, которые потрясли мир».
Режиссёр: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров.
В ролях: Николай Попов, Василий Никандров, Борис Ливанов, Эдуард Тиссэ.
В основу фильма положены исторические документы и рассказы очевидцев.
Повествование начинается с символичной сцены свержения с пьедестала памятника русскому императору. Уличные беспорядки в Петрограде и критическое положения на фронтах. Солдатам и жителям Петрограда нечего есть, временное правительство неспособно удержать под контролем ситуацию в городе и стране. Владимир Ильич Ленин прибывает в мятежный город и встает во главе восстания. К столице подступают войска генерала Корнилова.
Воинские части и матросы Балтийского флота, стоящие на стороне большевиков, стягиваются к Зимнему дворцу. Одновременно в Петроград съезжаются делегаты съезда Советов. Восстание большевиков заканчивается взятием Зимнего дворца и прекращением полномочий Временного правительства. Выступление Ленина с трибуны Второго съезда Советов и провозглашение победы Великой Октябрьской социалистической революции.
В фильме "Октябрь" профессиональных актеров почти не было. Ленина, например, играл рабочий цементного завода Никандров, имевший с ним портретное сходство. В роли Керенского снимался также похожий на него студент Университета.
Художественный руководитель Сергей Юткевич Режиссер-постановщик Эсфирь Шуб
Эсфирь Шуб - одна из основателей школы советского документального фильма, заслуженная артистка РСФСР. Увлечение искусством будущего привело Эсфирь Шуб в Госкино. Сотрудничество с Сергеем Эйзенштейном, Львом Кулешовым, Дзигой Вертовым подтолкнули Шуб к поиску новых форм кинопублицистики. В жанре исторического документального фильма Э. Шуб тенденциозным подбором фрагментов старой кинохроники монтировала полнометражные пропагандистские фильмы. Наряду с Дз. Вертовым закладывала основы советской образной публицистики, создала своеобразный жанр историко-документального монтажного фильма. Ее первой работой стал фильм “Падение династии Романовых”, для создания которого Шуб использовала киноархив Николая II. Картина смонтирована исключительно из сохранившейся дореволюционной хроники (которая снималась с овсем другими целями), и Шуб впервые применила прием противопоставления кадров, добившись нового идейного (революционного) содержания, используя старый материал.
Картина стала ярким документом большого социального звучания. Динамичное сопоставление кадров хроники, рассказывающей о жизни народа и правящей верхушки, наглядно демонстрирует остроту социальных противоречий предреволюционной России.
Из статьи 20-х гг: “Э. Шуб не только дала великолепную ленту по монтажу и содержанию, но и создала новый этап в развитии неигровой фильмы. - Ее вещь должна рассматриваться как одна из ступеней нашей кинематографической культуры. Главное достоинство фильмы Шуб - монтаж высокой техники, - культурный, использованный не как эстетический прием для передачи субъективных переживаний монтажера, а как выразитель и организатор материала, выявляющий его тематическую сущность. Вот почему царь, церкви, попы, заснятые в свое время с блеском и убедительностью, превращены монтажером в яркую агитационную ленту.Только монтажем и умелым подбором материала можно было суметь сделать “Падение династии Романовых” такой значительной фильмой. Материал, из которого пришлось Шуб делать ленту, очень беден кинематографически: плохо снят, плохо сохранился, чрезвычайно запутан, и проделанная ею работа по отбору кусков является основной заслугой монтажера. Кадры “династии” не только не уступают кадрам современных художественных, но в большинстве случаев превосходят их по выразительности и умелой съемке. Кускам военных кораблей, пушек, взрывов и т. п. может позавидовать прославившийся подобными съемками оператор Тиссэ. Какова же проделанная монтажером работа, давшая в результате великолепный набор лучших даже для нашего времени кадров. Ни один актер под руководством самого лучшего режиссера не сумеет столь убедительно показать несостоятельность царя и царского окружения, как это делает в фильме Николай II своей подлинной персоной. Мазурка в исполнении дочерей “самодержца” с вытиранием пота после танца - сцена, могущая служить образцом для сатирических светских кусков Эрика Штрогэйма, специалиста по подобным кадрам. Уменье автора картины монтировать более всего видно в эпизоде с калужским губернатором. Имелись невыразительные куски губернатора с женой и бульдогом, спускающегося с лестницы и завтракающего в саду. Комбинируя их с деревней, плавающими в прудах лебедями и помещиком, тыкающим палкой в обрабатываемую крестьянином землю, Шуб выразительно продемонстрировала не только сфотографированного губернатора, но и всю его социальную связь с окружающими. Губернатор, т.-е. помещик, хозяин земель, совершенно ясен в правильном монтаже перечисленных кусков. Самое сильное кинематографически место картины - война. Она смонтирована не как хаос или сумма экспрессионистских впечатлений, а как логически развивающееся действие. Смысловой монтаж в этом случае оказался самым удобным и великолепно выполнен автором ленты. Так же, как и Николай II, убеждают чисто актерски сюжетно “эффектные” депутаты думы, раздающие на фронте подарки сереньким тусклым солдатам. Поразительные по гнусности кадры! Победа Шуб - победа кинематографии, оперирующей реальным материалом.
Советские художественные фильмы о периоде после Великого Октября 1917 года и до Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
Павел Корчагин - СССР, 1956
Художественный фильм по роману Н.Островского "Как закалялась сталь"
Александр Пархоменко - СССР, 1942
«Александр Пархоменко» — художественный фильм 1942 года, снятый Леонидом Луковым. Фильм повествует о жизни и героической смерти старого большевика, участника гражданской войны Александра Яковлевича Пархоменко.
В 1918, году захватив Украину, немецкие оккупанты стремились использовать в своей борьбе гайдамаков, белогвардейцев и «зеленых». По приказу Ворошилова, Пархоменко прибывает в Царицын. В это же время немцы переходят в активное наступление. «Красные» батальоны вооружены плохо, однако, Пархоменко удается поднять их в атаку и обратить врага в бегство. Попутно красные кавалеристы уничтожают бандитские шайки…
Путёвка в жизнь. (1931)
Режиссёр: Николай Экк
«Путёвка в жизнь» — советский художественный фильм, драматическая история о перевоспитании подростков в трудовой коммуне в первые годы советской власти. Один из первых советских звуковых фильмов. Фильм прошёл по экранам 107-ми стран мира и принес международную известность советскому кинематографу.
Коммунист
Режиссер: Юлий Райзман Сценарист: Евгений Габрилович В ролях: Евгений Урбанский, Софья Павлова, Борис Смирнов, Евгений Шутов, Сергей Яковлев, Валентин Зубков, Виктор Колпаков, Владимир Адлеров, Иван Каширин, Аркадий Смирнов
Один из лучших фильмов советского кинематографа. Сюжет фильма прост, как бывает простой жизнь обыкновенного человека, которой, совершая подвиг, не знает этого. Молодой коммунист в числе многих принимал участие в строительстве важнейшего объекта для молодой республики, электростанции. Он делал свою работу так, что это было за гранью человеческих возможностей. Любить он тоже умел, неистово и беззаветно, только вот очень рано оборвалась его жизнь.
Поднятая целина (1939)
Режиссер: Юлий Райзман Сценаристы: Михаил Шолохов, Сергей Ермолинский
Великий гражданин (1937 - 1939) - 1 серия
Великий гражданин - 2 серия
Режиссер: Фридрих Эрмлер В ролях: Александр Зражевский, Борис Пославский, Борис Чирков, Георгий Семенов, Зоя Федорова, Константин Адашевский, Николай Боголюбов, Олег Жаков, Петр Кириллов, Сергей Курилов.
Эрмлер Фридрих Маркович (1898-1967). Советский кинорежиссер, народный артист СССР (1948). Один из именитых кинорежиссеров сталинской эпохи. Эрмлер награжден орденом Ленина (1935), орденом Трудового Красного Знамени (1950). Пятикратный лауреат Сталинской премии за фильмы: «Великий гражданин» (две премии — премии за каждую серию, 1941), «Она защищает Родину» (1946), «Великий перелом» (1946), «Великая сила» (1951). В 1939 г. на экраны страны вышел фильм Эрмлера «Великий гражданин», в котором прообразом главного персонажа был С.М. Киров.
Мичурин
Фильм о выдающемся селекционере Иване Владимировиче Мичурине (1855 — 1935). Труд его был настоящим подвигом. До революции скромный железнодорожный служащий терпел нужду, в одиночку боролся с природой на своем приусадебном участке, безуспешно пытаясь добиться поддержки правительства. После революции селекционер-самоучка получил поддержку революционного правительства. Он получает орден Ленина, выступает перед молодежью. В его честь переименовывается город Козлов...
"Парень из нашего города" (СССР, 1942г.)
Саратовский парень Сергей Луконин летом 1932 года уезжает из районного города в далекий Омск, в танковую школу. В 1936 году Сергей отправляется на войну в Испанию...
По мотивам одноимённой пьесы Константина Симонова.
"Если завтра война" (1938 г.)
Советский предвоенный художественный фильм о готовности СССР к нападению агрессора. Фильм подготовлен коллективом кинорежиссёров под руководством Е. Л. Дзигана.
В основе фильма — документальные кадры, снятые во время манёвров. Фильм высоко оценил Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов.
История о молодом солдате, получившем короткий отпуск домой, не раз признавалась одним из лучших кинопроизведений, посвященных Великой Отечественной войне. В 1962 году фильм был номинирован на Оскар за лучший оригинальный сценарий, получил премию Британской киноакадемии как лучший фильм, а также был номинирован на Золотую пальмовую ветвь в 1960-м.
«Иди и смотри»
Художественный фильм режиссёра Элема Климова по сценарию Алеся Адамовича и самого Климова. В основу сценария положена «Хатынская повесть» Алеся Адамовича. Драма не рекомендуется для просмотра лицам, не достигшим 18 лет.
Молодая гвардия
Подвиг разведчика
Режиссёр-постановщик: Борис Васильевич Барнет
Прототип главного героя фильма - советский разведчик Николай Иванович Кузнецов, действовавший в тылу врага под видом немецкого офицера Пауля Зиберта. В ноябре 1943 года, в Ровно (Украина), Н. И. Кузнецов осуществил операцию по захвату и ликвидации командующего восточными армиями особого назначения «Остгруппен» генерала фон Ильгена.
Жаворонок
«Жаворонок» — художественный фильм 1964 года. В 1965 году номинировался на Каннском фестивале. Режиссеры-постановщики: Никита Курихин, Леонид Менакер. Авторы сценария: Михаил Дудин, Сергей Орлов.
В основу фильма положен подлинный факт.
Действия происходят в глубоком тылу Германии летом 1942 года. Для улучшения характеристик своих противотанковых орудий, немцы используют захваченные танки Красной Армии в качестве «живых» мишеней. «Смертные экипажи» машин укомплектовываются военнопленными танкистами и гражданскими лицами из концлагерей. Фильм повествует о бегстве из плена одного из таких экипажей танка Т-34, управляемого механиком-водителем Иваном, неизвестным танковым асом.
В небе "ночные ведьмы"
Год выпуска: 1981 Режиссер: Евгения Жигуленко
В ролях: Валентина Грушина, Яна Друзь, Дима Замулин, Нина Меньшикова, Валерия Заклунная, Татьяна Микрикова, Елена Астафьева, Александра Свиридова, Сергей Мартынов, Додо Чоговадзе, Станислав Коренев, Валентина Клягина
Описание: Сценарий: Владимир Валуцкий, Евгения Жигуленко.
В небе "Ночные ведьмы" - Этот фильм о событиях второй мировой войны. "Ночными ведьмами" называли бесстрашных советских летчиц фашисты. Они воевали на "ночных" бомбардировщиках ПО-2. Для девушек это прозвище было самой высшей оценкой их вклада в победу. Ответственность за судьбу страны, плакавших от усталости, тосковавших о близких, родных, любимых, в тяжелое военное время настоящими воинами.
Режиссёр Евгения Жигуленко - Герой Советского Союза, сначала штурман, за тем лётчик данного полка (46 гвардейский), совершила 968 боевых вылетов.
Повесть о настоящем человеке
Падение Берлина
Легендарная киноэпопея о событиях Великой Отечественной войны 1950 — Международный кинофестиваль в Карловых Варах, приз «Хрустальный глобус» за лучший фильм, 1950 — Сталинская премия I степени.
Режиссер: Михаил Чиаурели. Сценаристы: Пётр Павленко, Михаил Чиаурели. Оператор: Леонид Косматов. Композитор: Дмитрий Шостакович Художники: Владимир Каплуновский, Алексей Пархоменко. СССР, Мосфильм, 1949. Премьера: 21 января 1950
Сюжет описывает события Октябрьской Революции 1917 года и роль Ленина в организации восстания большевиков. Ленин тайно прибывает на вокзал Петрограда. Вскоре начинается подпольное собрание Центрального Комитета партии большевиков, где готовится восстание.
Художественно-документальный фильм, США (1943) Режиссёр Майкл Кёртис Джозеф Эдвард Дэви был назначен на пост посла Соединенных Штатов в Советский Союз (1936—1938). В 1941 году Дэвис написал мемуары о своей работе послом. Фильм «Миссия в Москву» был снят по этой книге.
Художественный фильм, СССР, Узбекфильм, 1962 Режиссер: Шухрат Аббасов Сценарист: Рахмат Файзи
Киноповесть о кузнеце Шоахмеде Шомахмудове и его жене, усыновивших и воспитавших в годы Великой Отечественной войны 15 осиротевших детей разных национальностей...
Фильм основан на реальных событиях.
В начале войны, когда в Узбекистан стали прибывать эшелоны с эвакуированными детьми из детских домов, известный узбекский поэт Гафур Гулям написал ставшее знаменитым стихотворение "Ты не сирота".
"Разве ты сирота?.. Успокойся, родной! Словно доброе солнце, склонясь над тобой, Материнской, глубокой любовью полна, Бережет твое детство большая страна." Кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Ахмедова после обращения женщин Ташкента ко всем женщинам Узбекистана с призывом проявить материнскую заботу об эвакуированных детях взяли на воспитание 15 осиротевших детей, среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и малыши других национальностей.
Шамахмудовы окружили обездоленных ребят заботой и любовью, обучали, воспитывали и вырастили всех достойными гражданами страны. Шамахмудовы явились прототипами главных героев романа Рахмата Файзи "Его величество Человек" и художественного фильма "Ты не сирота".
Всего же в годы войны в узбекские семьи было принято более 4,5 тысяч детей-сирот. Семья Х.Самадова усыновила 13 детей, Ф.Касымовой - 10.
Скульптурная композиция, запечатлевшая семью кузнеца Шамахмудова и называющаяся "Монумент Дружбы народов", была открыта 26 мая 1982 года (скульптор Д.Рябичев, архитекторы Л.Адамов, С.Адылов).
Причиной сноса стало решение властей о переименовании дворца Дружбы народов. Теперь он будет называться «Дворец Независимости».
Памятник сносили под покровом темноты
Цитируем строки из указа: «По решению заседания республиканской комиссии переименовать дворец «Дружбы народов» в «Дворец Истиклол» (независимости). «Вся работа… должна быть проделана в течение 14 дней».
Понятно, что столичный чиновник, даже самого высокого ранга, не в состоянии самостоятельно принять решение о сносе или переносе такого памятника. Скорее всего, монумент с официальным названием «Дружба народов» попросту не вписался в концепцию Ислама Каримова о существовании и развитии узбекского государства.
«Мать» — художественный фильм, поставленный в 1926 году режиссёром Всеволодом Пудовкиным по сценарию Натана Зархи.
По одноимённому роману А.М. Горького.
Действие фильма начинается со сцены ссоры в семье Власовых. Тем самым уже изначально сталкиваются в контрдействии сын-революционер Павел Власов и его отец, пьяница и черносотенец, который в конечном счёте и погибает в одной из инсценированных черносотенцами драк. Павел Власов же продолжает заниматься революционной деятельностью, в связи с чем он вынужден прятать у себя дома листовки. Что его и погубило, так как мать, при очередном обыске, выдала место нахождения запрещённых прокламаций в надежде, что это поможет сыну избежать тюрьмы. Однако уже в следующем эпизоде — сцена суда — Ниловна прозревает, что её обманули, и становится на путь революции. Павла Власова же осуждают и заключают в тюрьму, где он не намерен долго оставаться. Власов начинает готовиться к побегу, который должен состояться во время первомайской демонстрации. Побег был успешен. Павел Власов присоединятся к митингующей толпе, где он находит свою мать. Однако новость о демонстрации уже доведена до сведения властей, которые высылают на её разгон отряд конной полиции. В результате перестрелки Павел Власов погибает в объятиях матери, а она, потеряв сына, берёт в руки древко с красным знаменем и с гордо поднятой головой погибает под копытами жандармских коней.
Чёрно-белый, немой Премьера в СССР 15 марта 1927 года Фильм «Мать» триумфально прошел по экранам мира. В 1958 году международное жюри киноведов и критиков включило «Мать» в число двенадцати лучших фильмов мира.