Пролетарии всех стран соединяйтесь!

     


Приветствую Вас Гость
RSS
Четверг, 26.12.2024, 17:29

Осторожно, мошенники на "Бирюч коммунистов", фэйк "Анастасия"___________________________________________________ Заявление администрации сайта.
Главная | Искусство в СССР - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Искусство в СССР
АнастасияДата: Воскресенье, 13.11.2011, 23:30 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Анатолий Васильевич Луначарский



Культура на Западе и у нас

Классовая борьба в искусстве
 
АнастасияДата: Воскресенье, 13.11.2011, 23:44 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Драгоценная карта Советского Союза

В 1937 году СССР удивил весь мир роскошью, величием и блеском социалистического ювелирного богатства. На Всемирной выставке в Париже в Советском павильоне, было впервые продемонстрировано огромное драгоценное панно – карта СССР, выполненная из рубинов, алмазов, аметистов и множества других драгоценных и полудрагоценных уральских камней.



 
АнастасияДата: Суббота, 19.11.2011, 23:41 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Очень актуально:

Сталин И.В.

Ответ Билль-Белоцерковскому




т. Билль-Белоцерковский!

Пишу с большим опозданием. Но лучше поздно, чем никогда.

1) Я считаю неправильной самую постановку вопроса о “правых” и “левых” в художественной литературе (а значит и в театре). Понятие “правое” или “левое” в настоящее время в нашей стране есть понятие партийное, собственно – внутрипартийное. “Правые” или “левые” – это люди, отклоняющиеся в ту или иную сторону от чисто партийной линии. Странно было бы поэтому применять эти понятия к такой непартийной и несравненно более широкой области, как художественная литература, театр и пр. Эти понятия могут быть еще применимы к тому или иному партийному (коммунистическому) кружку в художественной литературе. Внутри такого кружка могут быть “правые” и “левые”. По применять их в художественной литературе на нынешнем этапе ее развития, где имеются все и всякие течения, вплоть до антисоветских и прямо контрреволюционных, – значит поставить вверх дном все понятия. Вернее всего было бы оперировать в художественной литературе понятиями классового порядка, или даже понятиями “советское”, “антисоветское”, “революционное”, “антиреволюционное” и т.д.

 
АнастасияДата: Воскресенье, 18.12.2011, 12:57 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Письмо начальника Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б)
Г. Ф. Александрова в Секретариат ЦК ВКП(б)


[18/I-41 г.]

СЕКРЕТАРЯМ ЦК ВКП(б) -
товарищу АНДРЕЕВУ А. А.
товарищу ЖДАНОВУ А. А.
товарищу МАЛЕНКОВУ Г. М.

О положении дел с выпуском кинофильмов



В связи с двадцатилетним юбилеем советского кино ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР призывали работников советской кинематографии «давать стране больше высокохудожественных и других нужных для всестороннего культурного подъема трудящихся картин, ярко отображающих историческое прошлое народов СССР и эпоху социализма, прославляющих успехи и героические подвиги советских людей, мобилизующих наш народ на преодоление трудностей нашего строительства и на дальнейшую беззаветную борьбу за торжество коммунизма».

 
АнастасияДата: Суббота, 31.12.2011, 19:48 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Москва в нотах. СССР - Германия, 1969

Музыкальный телефильм



Режиссер: Хайнц Лизендаль, Игорь Гостев
Автор сценария: Дмитрий Иванов, Владимир Трифонов, Хайнц Лизендаль
Оператор: Эрнст Вильд
Композитор: Вадим Людвиковский
В ролях: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Екатерина Шаврина, Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Нани Брегвадзе, Людмила Гурченко, Ирина Роднина
 
АнастасияДата: Четверг, 16.02.2012, 09:14 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Из истории Сталинской премии



20 декабря 1939 года в ознаменование 60-летия со дня рождения И.В. Сталина постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР «Об учреждении премий и стипендий имени Сталина» № 2078 была учреждена Сталинская премия.

 
АнастасияДата: Среда, 21.03.2012, 06:42 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Образ комиссара



Не знаю, что думает массовый читатель о советской цензуре, но практика показала, что она была неэффективна. Да и не могла она быть эффективной. Такова ее историческая природа. Цензура, в ходульном смысле этого слова, т.е. возможность чиновников лишать автора права на публикацию его произведений, была впервые применена в обществе, разделенном на класс тиранов и класс порабощенных, в качестве пассивной меры сопротивления тиранов наступавшему прозрению масс. Рабовладельцы, феодалы и предприниматели, что в принципе одно и то же, всегда понимали, что не существуют аргументы, способные оправдать рабство, даже наемное, и поэтому всякий раз, когда появлялись произведения литературы, раскрывающие глаза обывателю на это обстоятельство, авторы прогрессивных воззрений уничтожались, а их произведения изымались у читателей, зачастую вместе с читателями. Во времена наибольшего разгула христолюбия цензура осуществлялась при помощи сжигания на кострах «святой» инквизиции самих авторов, их произведений и читателей. Правда, потом папа римский извинился.

С научной же точки зрения слово «цензура» означает ОЦЕНКУ и... ничего больше. Если официальные цензоры были бы в силах поставить произведению обоснованно плохую оценку, то становилась бы излишней операция: «держать, сжигать и не пущать». Но поскольку настоящим цензорам в обществе, в котором господствует ворующий класс, нечего сказать в оправдание своих хозяев, то реалистическую литературу и ее авторов они подвергали остракизму, т.е. изгнанию, а чаще всего физическому истреблению, т.е. цензуре.

В СССР времен Ленина и Сталина цензуры, в феодальном или буржуазном смысле слова, не существовало и не могло существовать. Во-первых, работал мировой буржуазный газетно-литературный рынок, где бушевало море хорошо оплаченной антисоветской глупости. Поэтому внутри страны, чтобы не тратить ресурсы на заведомо антинародные писания, пробуржуазные, т.е. криминализированные, издания закрывались, дипломированные носители холопской идеологии, всевозможные «Бредяевы» высылались из страны, чтобы они могли осчастливить любящий их Запад своими писаниями. Во-вторых, в СССР времен Ленина и Сталина подавляющая масса произведений сначала печаталась (Троцкий, Бухарин, Каменев, Бабель), а уж потом осуществлялся основательный, принародный разбор того или иного произведения, его театральной постановки или экранизации. Сталин, например, не раз отмечал фактические ошибки, содержащиеся в романах Шолохова, не снижающие художественных достоинств произведений. Велась широкая газетная полемика, обсуждение произведений в трудовых коллективах и на съездах Союза писателей СССР, а уж потом принимались открытые развернутые постановления ЦК ВКП(б) и Советского Правительства. Более того, ни в какой другой период истории СССР библиотеки страны не наполнялись переводной литературой, особенно переводами работ серьезных антисоветчиков, как именно в период Ленина и Сталина. Любой читатель, покопавшись в каталогах библиотек, еще не разоренных демократами, легко убедится в этом.

 
АнастасияДата: Вторник, 12.06.2012, 15:27 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
12 июня 1908 года родилась Марина Семёнова



Марина Тимофеевна Семёнова родилась 12 июня 1908 года в Санкт-Петербурге в семье служащего, который рано умер, оставив шестерых детей. По совету подруги матери она стала ходить в танцевальный кружок.

В 1925 году она окончила хореографическое училище в Ленинграде, была воспитанницей А.Я. Вагановой.

 
АнастасияДата: Четверг, 14.06.2012, 14:10 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Фауст. 1969



Спектакль театра им. Е.Вахтангова. По одноименному роману Иоганна Вольфганга Гете, в переводе великого русского поэта Бориса Пастернака.
 
АнастасияДата: Четверг, 14.06.2012, 14:11 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Принцесса Турандот - 1971 г.



Театр Вахтангова
 
АнастасияДата: Вторник, 19.06.2012, 00:01 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
КЛАССОВАЯ БОРЬБА В ИСКУССТВЕ
Впервые напечатано в журнале «Искусство», 1929, № 1 — 2, март — апрель.

В основу статьи положен доклад А. В. Луначарского «Классовая борьба в искусстве», прочитанный 17 февраля 1929 года в Большом зале Московской консерватории.

Печатается по тексту первой публикации.


Тема моей статьи настолько обширна, что я, конечно, смогу в ней только поставить некоторые, наиболее, по моему мнению, определяющие вехи.

Как теоретический вопрос о взаимоотношении классовой структуры общества и культуры его вообще, так и исторический вопрос (то есть конкретный разбор отдельных культур с точки зрения их взаимоотношения с классовым строем того или другого конкретного общества) и злободневные вопросы (как в различных областях искусства должна проходить классовая борьба у нас), — все это проблемы, требующие весьма обстоятельного и широкого освещения путем обмена мнений, подчас полемического. Еще в течение долгого времени эти проблемы будут предметом обсуждений. Я не претендую в моей статье дать ни всеобъемлющей картины, ни сколько–нибудь окончательных выводов.

Прежде всего, я хочу остановиться на общем вопросе: является ли действительно искусство классовым? Для нас, марксистов, в этом сомнения быть не может. Искусство является классовым. Но оно довольно определенно делится на разновидности, в которых классовый принцип отражается совершенно по–разному.

Литература и театр, в его драматургической части, соприкасаются с идейным содержанием данного общества с совершенной очевидностью. Можно пытаться в области литературы и театра отграничить публицистическое, злободневное искусство от якобы внеклассового, общечеловеческого (я еще к этому вернусь), — но нельзя отрицать того, что слово, которым пользуется литература, является выразителем мысли и оставляет предельную для человека четкость в определении содержания, которое при его посредстве передается публике, слушателю, читателю. Художественный образ, при словесном его выражении, является также очень четким, содержит огромное количество определителей, действующих непосредственно на умственные центры слушателей или читателей.

Никто, конечно, не отрицает в литературе музыкальных сторон или непосредственного, своеобразно живописного или скульптурного воздействия этого словесно выраженного образа на ваши чувства; никто не может отрицать значения, хотя бы в некоторой степени, метафорически употребляемого выражения об «архитектурности» литературных образов.

Все эти выражения подчеркивают зрительную, чувственную сторону воздействия литературы.

Никто не отрицает того, что в словесное искусство вводится очень много элементов не интеллектуального порядка, относящихся к собственно эстетическому миру человека, воспринимаемых не при помощи его разума, рассудка, а непосредственно, чувственно. Но все–таки почти всеми признается, что доминирующей в этом пользующемся словом искусстве, как в самом слове, является мысль. Гораздо труднее говорить о классовом содержании искусства, в котором мысль не выражается словом — наиболее привычной и наиболее адекватной для мысли формой.

Современная передовая психология считает мысль аналогичной слову и считает, что внутреннее мышление есть, собственно говоря, внутренняя речь. Но некоторые художники недавнего прошлого говорили, что, наоборот, в человеческом слове никоим образом невозможно сколько–нибудь полно выразить то, что переживает человек внутри. Мы видим некоторое отвращение к слову даже у самих писателей. Например, знаменитое выражение Тютчева «мысль изреченная есть ложь» 1показывает, что Тютчев мыслил особенным образом, что он придавал мысли некий привкус эмоционального характера, который даже в волшебной силе его слова все–таки полного выражения не находил.

 
АнастасияДата: Вторник, 19.06.2012, 00:04 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
КЛАССОВАЯ БОРЬБА В ИСКУССТВЕ - продолжение

Это желание нового поколения, чтобы стариков поскорей черт побрал, приобретает . в искусстве особенный характер. Пушкин давно умер, и на его место сесть нельзя; но можно сесть на его место в пантеоне литературы. Какой–нибудь самолюбивый молодой человек чувствует с большой силой и остротой обиду на то, что вот стоят бронзовые фигуры не его, Иванова, а других людей, из других поколений. Он хочет, чтобы его признали более высоким, чем они. А в буржуазном обществе (и у нас во многом, поскольку мы являемся в значительной степени мелкобуржуазной страной и имеем интеллигенцию индивидуалистического типа) во всех областях ведется карьеристическая борьба, и славу человек приобретает в борьбе с другими. Поэтому приемы и чувства, возникающие при этом, бывают хотя и не совсем благородными, но житейски вполне понятными. Такие юноши иногда (даже часто) заключают друг с другом союз, состоящий в том, что петух хвалит кукушку за то, что кукушка хвалит петуха, и оба они — и петух и кукушка — «гордо отрешаются от старого».

Правда, рядом с этими вихрастыми озорниками могут появиться послушные, тихие мальчики. Эти послушные, тихие мальчики отстаивают свое место и значение в искусстве, говоря: «Мы держимся за фалды фрака Пушкина, мы — хранители великой старой культуры и пишем как самые послушные ученики, которые учатся на пять с плюсом у этих учителей». Это молчалинское течение. Всегда рядом с Чацкими, которые готовы всегда и всех бранить, имеются и Молчалины. Я предпочитаю вихрастых. Все–таки они стараются создать что–то новое. А те, другие, «признают только классиков», — но все это старо, все это эпигонство, все это для нашего времени непригодно, и даже самые лучшие из них ничего не стоят. На этом пути простого подражания старине ничего нельзя найти. Такого рода отношение к старине обозначает застой. В революционное время такой застой есть прием мещанской интеллигенции, которая притаилась и молится: «господи, — может быть, буря пронесется». Оттуда и выходят такие Молчалины.

А в наших молодых рядах имеется задор, стремление поставить себя из положения ученика в положение «мэтра».

Мелкобуржуазные группы, хотя бы они внешне и принимали ту или иную окраску, от этого откажутся с величайшим трудом, потому что стремление, которое движет ими, это — стремление утвердить свою личность. Они эгоцентричны. И одним из средств к такому самоутверждению служит то, что они говорят, будто прошлое враждебно всему, что создает новое, как формально, так и по содержанию. Когда у этих людей нового содержания не хватает, появляются такие чудовищные, ублюдочные построения, как те, например, которые развивали Брик и иже с ним: «художник — это мастер, который может все. Социальный заказ? Пожалуйста. Вам нужно написать плакат по поводу 7–часового рабочего дня? — есть» 22.

Однако ясно, что понятие социального заказа, при допускаемой полной пассивности самого художника, который только делает то. что ему поручают, приводит к выводу, что те же художники были бы послушными исполнителями и при господстве буржуазии. Такая точка зрения как нельзя более приемлема для буржуазии. Социальный заказ ведь дает и она.

Я этим не хочу сказать, что это ублюдочное толкование отношения искусства к действительной жизни укоренилось у нас. Наоборот, по мере того как пролетарский социальный заказ проникал в ряды художников, он вводил действительно хотевших служить пролетарской революции в определенное русло. Я думаю, что если мы такого большого поэта, как Маяковский, спросили бы: «Что вы, искренне или неискренне пишете?» — то он глубоко обиделся бы.

Но с точки зрения теории Брика он должен был бы ответить: «Конечно, неискренне, ибо я художник — мастер, а художник искренним быть не может». Когда–то Брик говорил: «Нельзя от нарисованных колонн требовать, чтобы они были из настоящего мрамора» 23, то есть, другими словами, — изображенные чувства не являются настоящими чувствами художника. Художник не смеет быть искренним, он всегда фальсифицирует, всегда подделывается. Такая самохарактеристика толкает к выводу, что это говорят люди примазавшиеся, которые хотя и «отвечают на социальный заказ рабочего класса», но у которых внутри не горит огонь революционных убеждений.

Маяковский, во время задорного периода своего развития, говорил на одном митинге: «Нам говорят, что искусство должно светить. Что это — лампа? Нам говорят, что искусство должно согревать. Что это — печка?» 24 Искусство не печка и не лампа, но должно светить и согревать. На самом деле метафоры Маяковского были законны. Искусство должно действительно светить, согревать человечество, быть очагом новых сил.

Футуризм — это, конечно, только один из перекрестков на нашем пути. Художники этого лагеря вначале, еще до революции, руководились настроениями определенно мелкобуржуазными: «Мы прокладываем себе зубами и когтями место и в настоящей жизни, и в будущем литературном пантеоне и всех будем сталкивать со своей дороги» 25. Теперь это отброшено, и лучшие лефовские художники сделались действительно идейными. При этом условии урбанистические формы их искусства могут быть полезными в нашей, главным образом, крестьянской стране, которой очень недостает городской культуры.

 
АнастасияДата: Вторник, 19.06.2012, 00:05 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
КЛАССОВАЯ БОРЬБА В ИСКУССТВЕ (Окончание)

Мы должны бороться за все большее приближение искусства к массам, за проникновение в мир деятелей искусства и его потребителей правильного понимания идейного, социально содержательного искусства. Мы должны доказать, что социальное содержание не понижает, а повышает искусство и его значение. Наконец, рост пролетарской художественной продукции есть самое основное, важное явление, которому должны быть отданы наши силы и наше внимание. Надо, чтобы наша критика боролась со старомаляйством, с возжиганием лампад перед великими писателями прошлого и фырканием на все новое. Только стареющие классы, седеющие брюзги думают, что их время было хорошо, а теперь все вообще иссякло. Эта оценка присуща представителям класса, осужденного историей.

Надо бороться с бессодержательностью в искусстве. Но этим вовсе не отрицается право на существование недостаточно содержательного, но веселого, трюкового искусства, оперетты и т. д. Мы не объявляем войну против вкусной пищи, хотя в ней ничего классового и идейно содержательного нет, не запрещаем есть конфеты и мороженое. Но если простое развлечение превращается в главную культурную потребность, тогда это очень скверно, тогда это становится величайшей опасностью. Говорящие — «я хожу в кино или в театр, чтобы развлечься» — заставляют думать, что эти люди очень устали. Тот, кто отдыха ищет в своеобразном, хотя бы и шумном сне, — это социально больной человек, и людям, которые на эту точку зрения становятся, надо над этим задуматься, ибо новая растущая общественность сделает рано или поздно, в той или другой форме, свои выводы относительно их, — выводы не весьма приятные для них. Желание «провести время», отдохнуть на опустошенном мещанском искусстве есть показатель того, что идти в ногу со временем такие типы не могут. В ногу со временем идет тот, кто свое рабочее время отдает строительству социализма, а время своего отдыха — своему духовному росту.

Наконец, надо добиться того, чтобы наша беспартийная публика, сочувствующая нам, поняла, что действительно новое, действительно великое искусство будет появляться только в меру роста нашего социалистического строительства и в меру нашего приближения к тем целям, которые, являясь пролетарско–классовыми, в то же время являются и общечеловеческими.

 
АнастасияДата: Среда, 27.06.2012, 04:11 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Фильм-балет "Спартак", Мосфильм, 1975

 
АнастасияДата: Пятница, 03.08.2012, 22:12 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Еще о советской цензуре

"Вмешательство органов цензуры - всегда вмешательство административное. Представитель Главлита - это представитель государственной цензуры, осуществляющей в административном порядке те задачи, которые на него возложены, т.е. охрану интересов советского государства, недопущение искажения партийной линии, недопущение грубых злоупотреблений права пользоваться печатным станком.

Почему я считаю возможным для работников цензуры, для работников Главлита ставить эти вопросы именно так? Почему эти вопросы нельзя было раньше так ставить? раньше всего, потому что сейчас состав редакторов издательств журналов бесспорно лучше, чем он был год-два назад

Партия немало поработала над тем, чтобы подобрать лучшие кадры для органов печати - издательств. Партия немало поработала и над тем, чтобы старые кадры поднять и воспитать. В этом смысле сделано немало и сейчас необходимости дополнительной опеки со стороны работников Главлита над такой работой, которая должная быть чисто редакционной, чисто издательсткой, уже нет. Эта опека сейчас не нужна, и без нее можно обойтись. Вот почему я считаю необходимым выдвинуть как обязательный для работников цензуры Главлита принцип - заниматься непосредственной функциями цензурными, не подменяя своей работой работников редакционно-издательского аппарата и не снимая с них ответственности за то, за что они должны в первую очередь нести ответственность как люди, первые пришедшие в соприкосновение с автором рукописи. И чем больше будет сознание ответственности у каждого редактора, тем меньше будет работы для работников цензуры, и я бы был не в большой претензии, если бы вообще всех работников по этой части сделать безработными. Но, на сегнодня вопрос стоит еще так, что известное улучшение в составе редакторов наступило. Есть некоторое повышение и политического, и культурного уровня редакторов издательства. Это можно констатировать, но, несмотря на это, у нас нет никакой возможности сейчас отказаться от специальной охраны интересов государства, проведением политической линии партии. И, кроме того, мы не уверены и вся практика работы издательства за последние годы подтверждает наличие в отдельных случаях злоупотреблений использования и бумаги, и типографий для целей, которые менее всего нужны государству.

Эти общие замечания относительно значения политредактора и его взаимоотношений с редакторским составом изд[ателльст]ва, которое я считаю необходимым сделать, но в то же время я указываю т[оварищи], что важно было бы сейчас сказать, что работникам Главлита приходится делать по части борьбы с недобросовестным, легкомысленным отношением к материалу. Что это такое можно видеть по ряду факторов, которые мы считаем необходимым привести. Раньше всего, констатируя общее повышение политического уровня редакторов, я все же нахожу, что в политредакторе сплошь и рядом имеется отсутствие политического чутья, политической ответственности, политической зрелости, в советских условиях у отдельных редакторов. И тем не менее эти редакторарешают судьбу той или иной книги. Кто мог сомневаться в том, что в настоящее время всякое произведение литературы, проводящее террористические идеи, проводящее знак равенства между большевистской политикой и террористической политикой, является вредным? Тем не менее, отдельные такие произведения в печати появляются, несмотря на то, что эти произведения очень и очень посредственны, и в этих произведениях протаскивается террористическая идеология. Например, появляется книжка Б.Кежуна "Родина". В этой книжке, вообще мало талантливой, одно стихотворение посвящено памяти эсерки Марии Ветровой, которая сожгла себя в Петропавловской крепости. Тут отождествляется огонь самосожжения с огнем революционных баррикад (Зачитываются стихи). Иными словами, от этого акта самосожжения эсерки Ветровой до Октябрьских баррикад, до боев Гражданской войны и до военной коммуны, в частности в Китае, идет, сплошная линия, а между тем, мы знаем, что марксизм разгромил народническую идеологию. И когда эта книга была задержана из соображений чисто политических при очень низком уровне всех произведений этого автора, и редактор, и изд[ательст]во в целом вступилось за эту книжку, желая, чтобы она была издана в таком виде, каком есть.


 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyleft Граждане СССР © 2024