О том, чем был ГКЧП (просуществовавший три дня Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР, созданный в ночь с 18 на 19 августа 1991 г.), помогут понять воспоминания Виктора Аркадьевича Тюлькина (его ответы на заданные вопросы), свидетеля тех событий. В.Тюлькин к концу 80-х гг. прошлого века находился в рядах противников линии, проводимой Горбачёвым, "поскольку видел, к чему ведёт страну генсек: всякого рода сволочь расцветала, а работяги и само производство, наоборот, загибались. Слов нет, было и много плохого в советской системе: формализм, доведенная до идиотизма излишняя централизация, зажравшаяся бюрократия и т.д. Но надо было исправлять недостатки, а не ломать систему. Не перестраивать строй в капитализм." С 1989 г. он состоял в «Движении Коммунистической инициативы» в КПСС, был делегатом XXVIII Съезда КПСС. С благими намерениями без чертежа.
- Виктор Аркадьевич, ...как Вы прокомментируете это событие сегодня? Что это было с точки зрения ортодоксального марксизма? Что было бы, если бы ГКЧП победил?
- Первое, что необходимо отметить, это ярко выраженная складывающаяся кризисная ситуация в СССР к августу 1991 года. Признаками нарастающего кризиса являлись: ухудшение социально-экономической ситуации в стране (рост цен, дефицит товаров) и нарастание недовольства граждан так называемой перестройкой; резкое падение личного авторитета президента СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева; усиление центробежных тенденций в политике руководства союзных республик и особенно усиливающееся противостояние руководства России во главе с Б. Ельциным союзному руководству; подготовка нового союзного договора, в проекте которого закреплялись тенденции движения от федеративного государства к федерации (то есть фактически - движение к распаду Союза); усиливающийся антикоммунизм и антисоветизм в руководстве РФ. Все эти кризисные явления вызывали соответствующую реакцию и внутри КПСС. С одной стороны, усиливался выход из партии так называемого демократического (фактически антикоммунистического) крыла. С другой стороны, росло сопротивление курсу рыночных реформ и лично М.С. Горбачеву со стороны остававшихся на коммунистических позициях членов КПСС, прежде всего - Движения коммунистической инициативы. В низовых организациях КПСС отрицательно воспринималась предложенная Горбачевым схема разработки новой программы КПСС, ширились требования созыва внеочередного чрезвычайного съезда партии, было объявлено о создании соответствующего оргкомитета. В такой обстановке нарастающего кризиса грянул ГКЧП. В стране было объявлено чрезвычайное положение, создан Государственный комитет по управлению в условиях чрезвычайного положения (ГКЧП), на словах взявший на себя всю полноту власти, в который вошли ряд высших руководителей страны, партии, армии, КГБ во главе с Г. Янаевым. В Москву были введены войска, в том числе танки и бронетранспортеры. Руководители ГКЧП в отсутствии Горбачева выступили в средствах массовой информации с озабоченностью создавшимся положением, прежде всего угрозой распада СССР, с критикой позиции руководства России во главе с Б. Ельциным. Однако никаких дальнейших практических действий ГКЧП не предпринял. А так называемые демократы во главе с президентом России Б. Ельциным, наоборот, использовали ситуацию для разжигания антикоммунистической истерии, вывода на улицу большого количества людей, охваченных состоянием психоза, вызванного организованными провокациями (в том числе с гибелью трёх участников сопротивления ГКЧП). Через несколько дней вся полнота власти в Москве фактически перешла в руки российскому руководству во главе с Ельциным. В дальнейшем это очень быстро было использовано для: запрета КПСС; подписания Беловежского соглашения о роспуске СССР; смены Государственного флага РСФСР. Таким образом, эти события были использованы контрреволюционными силами для свершения качественного скачка в деле разрушения социализма, СССР и социалистического лагеря в целом.
- Так что же это было за событие, коротко именуемое ГКЧП?
Анализ заявления ГКЧП показывает, что вполне обоснованно высказывая озабоченность создавшейся кризисной ситуацией и справедливо отмечая деструктивную позицию российского руководства, по основным своим положениям ГКЧП придерживался тех же позиций, что и Горбачев. Руководители ГКЧП выступали за продолжение так называемых демократических реформ, за движение к рынку и создание многоукладной экономики, то есть фактически капитализацию экономики, за развитие парламентаризма под лозунгом народовластия и политического плюрализма, то есть фактически поддерживая отход от советской системы организации власти Все надежды на изменение ситуации и сохранение СССР руководители ГКЧП связывали с планируемой сменой личностей в руководстве. Мол, вместо плохих руководителей придут хорошие, и всё будет в порядке А поскольку никаких практических действий ГКЧП не осуществлял, то можно сказать, что они пытались взять оппонентов на испуг. Не получилось ,да и не могло получиться, поскольку они выступали не столько против курса капитализации как такового, сколько против личностей. Они даже против Горбачева определённо не высказались, а в конце событий даже предприняли попытку принести ему свои извинения и вернуть Горбачева к партийно-государственному руководству.
- А если бы попытка ГКЧП всё-таки увенчалась успехом?
- Скорее всего сохранился бы курс Горбачева на рынок. То есть продолжалось бы движение к капитализму, только какое-то время оно осуществлялось бы под красным знаменем КПСС. Интересно отметить, что именно это входило в планы команды Горбачева. Так, В. Бакатин, бывший председатель КГБ, позже отмечал, что главной неудачей Горбачева со товарищи явилось то, что им не удалось плавно подменить программные цели КПСС на вполне социал-демократические. Таким образом, в случае победы ГКЧП вероятно имела бы место всё та же горбачевщина. Вышесказанное совсем не отрицает личной честности и благородства намерений членов ГКЧП. Большинство из них доказали это достойным поведением после ареста и заключения в тюрьму , а также продолжением участия в левом движении по настоящее время (О.С. Шенин, А.И. Лукьянов, В.И. Варенников и др.) Но, как говорится ,благими намерениями выстлана дорога в ад. Честные намерения были без понимания того, что надо было делать. За строительство взялись без рабочих чертежей.
- Так что же надо было делать всё-таки в первую очередь?
- С нашей точки зрения бороться надо было за возвращение коммунистического характера самой КПСС. На 28 Съезде партии в Заявлении меньшинства партия и народ предупреждались, что лечение социализма капитализмом приведет к бедствиям народа и краху самой КПСС. Партия, называющая себя коммунистической, не может и не должна проводить политику капитализации страны. За эту резолюцию проголосовало 1259 делегатов Съезда (четвертая часть). В КПСС было достаточно много честных коммунистов, противостоящих политике капитализации, однако у многих из них не было чёткого понимания сути происходящего и более всего не хватало организационных возможностей для совместной борьбы: теоретической, политической, экономической. Никто из членов ГКЧП ни ранее, ни во время объявления черезвычайного положения не пытался обратиться к партийным массам и организовать сопротивление на внутрипартийном фронте. По нашему мнению начинать надо было именно с этого. Для перерастания кризисной ситуации в революцию необходима реализация субъективного фактора - наличие готовой к этому пролетарской организации. Этого не было. Были только благие намерения.
17 августа 2006 года.
|