«Господство капитализма прекратить было бы невозможно, если бы к этому не вело все экономическое развитие капиталистических стран" (В.И.Ленин, "Война и революция")
Капитализм трещит по всем швам. Зримым доказательством того, что это так, могут быть не только энергичные акции антиглобалистов, но и выход на передовые позиции политической жизни фашиствующих сил. Первые отражают стихийное отношение к капитализму со стороны масс людей, а вторые - уже защитную реакцию самого капитализма, для которого фашизм есть последний редут обороны.
К сожалению, в противоположность Европе, сейчас у нас в стране говорить о его скорой гибели немодно и весьма затруднительно. Общественное мнение под массированным давлением прокапиталистических СМИ извращено поверхностными представлениями, красочными внешними обертками, подменено пустыми иллюзиями. Тем не менее, наши люди, хотя и утеряли социально-политические ориентиры, но воспитанные при социализме и приученные к мышлению, уже начинают искать ответы на все вопросы по сути происходящего. Потому, насущной необходимостью нынешнего дня становится возвращение и напоминание о казалось бы избитых, но таких актуальных, марксистских истинах относительно капитализма. Возвращение к истокам марксистского учения. Для молодежи, чье оболванивание ведется с особой жестокостью и наглостью это прямо таки жизненно важно.
О преходящей случайности последних европейских событий сегодня могут говорить лишь безнадежно заангажированные люди. Тем более утверждать, что капитализму, в конечном счете, удастся выкрутиться из такого положения и окончательно стабилизироваться. Напротив, подобное развитие объективно свойственно капитализму и было предсказано классиками марксизма еще полтора века тому назад. Временные успехи капитализма, обусловленные его пока остающейся жизненной силой, отнюдь не опровергают общий вывод марксистов - конец капитализма неизбежен.
Что явилось качественной причиной смены феодализма капитализмом? Постоянно и неуклонно развивающиеся производительные силы достигли такого уровня, когда само их применение стало невозможным в рамках индивидуально-ремесленного производства, поскольку требовало массового использования рабочей силы и коллективной организации труда. Технический прогресс создал такие возможности и тем потребовал преобразования всего феодального способа производства в общественное. Объективным обоснованием стала необходимость перехода от обособленных и разобщенных при феодальных отношениях орудий труда и производителей к объединению, от ремесленничества к совместному производству. Такую задачу в то время и решил капитализм.
Сделаем отступление для некоторых пояснений. Марксизм утверждает, что человечество развивается по вполне определенным и познаваемым законам. В данном случае имеются в виду не законы природы, а законы общественного развития. Буржуазные теоретики не хотят признавать самого существования таких законов, но жизнь человеческого общества идет своим чередом и по своим порядкам, независимо от их желания или понимания. Что же, прежде всего, движет человеком и человечеством в его развитии? Думается, история уже достаточно проявила и этот закон. Т.е. закон, который определяет не какую-либо отдельную сторону или какой-либо отдельный процесс, а все главные стороны и все главные процессы, определяет существо всего дела, является родником, питающим другие, частные, законы, дополняющие его и отражающие уже отдельные стороны и процессы. Безусловно, таким основополагающим законом, своеобразным первозаконом, может быть только закон постоянного стремления человека к максимальному удовлетворению своих непрерывно растущих материальных и культурных потребностей. Исторический опыт подтверждает такой вывод, ибо вся жизнь человека, по сути, направлена на достижение этой цели и только она является тем основным побудительным мотивом, который всегда приводит в действие энергию людей. Вся производительная деятельность человечества организовывалась и развивалась ради этой цели и направлена на ее достижение. Люди производят не ради самого процесса производства, а ради удовлетворения своих потребностей через производство, и ни от чего другого, как от степени интереса к удовлетворению той или иной потребности, развитие производства зависеть не может.
Исходя именно из этой цели, человечество последовательно организовывало, совершенствовало, развивало свое производство и свои отношения в нем. И все это также проходило и проходит по соответствующим объективным правилам или законам. Сегодня можно выделить целый ряд исторически проявленных закономерностей и законов такого развития, основных общих и сопутствующих, частных. Для всего процесса общественного развития основным, по-видимому, может быть признан закон необходимости все большего объединения усилий людей, поскольку только таким образом обеспечиваются все основные условия прогресса в общественном развитии. В свое время человечество выбрало именно этот путь, путь совместного общественного созидания - начиная с совместной охоты на мамонта и до нынешних совместных исследований космоса, как путь единственно прогрессивный, наиболее эффективный и выгодный. В этом и логика самого факта образования человеческого общества. В последующем всю свою историю человечество поступательно идет по этому пути - от первобытного стада и племени к современным национальным образованиям и интернациональным объединениям и, несомненно, далее, к единому общечеловеческому сообществу. Тем не менее, этот закон носит временный характер и естественно потеряет свою силу после всеобщего глобального объединения людей, когда будет завершено собственно формирование человеческого общества и оно перейдет исключительно к бесконечному своему совершенствованию. В производственном развитии бесспорно господствует закон неуклонного роста производительности труда, который в деятельности людей является всеобщим и непреходящим. Вся история человечества утверждает, что при следовании требованиям этих законов, процесс развития всегда шел по восходящей и прогрессивной линии, а отход от них непременно приводил к спаду и отсталости. История также утверждает, что если кто-то препятствует их продвижению в жизни рано или поздно бесславно (а то и позорно) сходит с исторической сцены, но кто способствует - остается в истории как новатор и победитель (обратим внимание нынешних самостийников и всевозможных изоляционистов на эту историческую закономерность). Третьим важнейшим законом общественного развития является закон соответствия производительных сил производственным отношениям, который регулирует и согласовывает уже внутриобщественные отношения между людьми и производством для эффективного и слаженного функционирования единой общественной системы. Этот закон также носит временный характер и естественно потеряет свою силу после установления в человеческом обществе полной гармонии между людьми и производством, когда в нем исчезнет необходимость в управлении людьми и утвердится управление вещами. При высшей, коммунистической, форме производственных отношений необходимость в каком-либо приведении их в соответствие отпадет и оно будет заменено простым и естественным процессом постоянного научно-планомерного централизованно-управляемого развития и совершенствования производительных сил общества в соответствии с его потребностями. Отметим, что если первые два закона есть законы, проявляющие цели и обслуживающие стратегию развития, то последний есть закон-практик, закон-революционер. К слову, у нас в стране действие этого закона проявилось не только в прогрессивном, как ему предопределено историей и выведено классиками марксизма, а и в обратном, реакционном направлении. Так в ходе "реформаторства" оказалось, что масштабы возможностей социалистического производства, доселе работающего на интересы всего общества и общественный спрос, не по размеру рыночным потребностям восстановленного капиталистического производства. Капиталистические отношения оказались не в силах переварить социалистические производительные силы. Потому, согласно требований действующего закона, потребовалось приведение их в соответствие. Но…, исходя из порочной и преступной логики капиталистического хозяйствования, начался не поиск нового приложения уже имеющихся производственных мощностей в интересах людей, а уничтожение производительных возможностей с целью их подгонки под покупательные возможности рынка. Для балансировки и стабилизации хозяйственной жизни на вновь созданном уровне, для приведения в новое соответствие производительных сил с производственными отношениями. Только ценой разрушения и свертывания социалистического производительного потенциала было отрегулировано новое капиталистическое производство в нашей стране. В том основная причина и единственно научное объяснение промышленного коллапса постигшего нашу страну после капиталистической реставрации. Именно путем разгрома производительных сил, созданных у нас за годы социалистического хозяйствования, капитализм смог подогнать их под возможности своего управления, что прямо засвидетельствовало несоизмеримость возможностей социалистического и капиталистического производства, а также тормозящую прогресс реакционность последнего в нынешнее время.
Здесь же невозможно не остановиться на том, что ключевым вопросом существования любой общественной системы является вопрос принадлежности орудий производства, т.е. права собственности на них. Собственно это и только это есть тот системообразующий фактор каждой общественной системы, который устанавливает в ней, через юридические нормы и правила, определенный имущественный порядок. Надо акцентировать, что речь идет о форме собственности, которая господствует в данном конкретном обществе, которая характеризует его и определяет все стороны его функционирования. Ведь и в современном капиталистическом обществе имеют место и государственная, и кооперативная, и арендная, и индивидуальная виды собственности. Но господствующей, безусловно, является частная собственность на орудия производства и именно вокруг и посредством которой организуется вся производительная деятельность капиталистического общества. Господствующее в обществе право собственности по своему содержанию всегда есть связь, которая соединяет в единую производственную систему все разнообразие имеющихся в обществе форм производства, упорядочивает и организует их продуктивное функционирование. С другой стороны, по форме - это есть юридическое выражение производственных отношений, т.к. законодательно закрепляет, утверждает и поддерживает свойственные и соответствующие данному обществу нормы и правила. Имущие классы всегда извращали понимание вопроса о праве на собственность, непременно индивидуализируя его и выставляя как якобы свойственное самой природе человека, а потому священное, вечное, незыблемое. Марксизм упорядочил и это понимание, резонно утверждая, что природное свойство человека заключается не в каком-то праве собственности на то или иное имущество, а в стремлении полноценно и всесторонне обеспечить свое существование, удовлетворить свои постоянно растущие потребности. Он также определил, что собственно право на собственность учреждается через законы и юридические правила не кем-то свыше, а людьми, которые таким образом стремятся упорядочить свою хозяйственную деятельность, и потому оно не может быть чем-то вечным и незыблемым. Более того, по мере изменения и совершенствования возможностей общества, законы и правила также должны изменяться и совершенствоваться. Исторически это доказано последовательной сменой юридических узакониваний прав собственности - рабовладельческой, феодальной и капиталистической, когда такое право трансформировалось из права собственности на человека в право собственности на машину. В то же время история блестяще показала и возможность плодотворного функционирования общественной системы в условиях упразднения права частной собственности и на основе права собственности коллективной, общественной. Что не только не помешало, но даже способствовало, советским людям построить мощнейшую современную супердержаву - СССР. Общее отношение коммунистов к собственности базируется на формулировке "Манифеста Коммунистической партии": "Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд". Здесь лаконично и четко обозначена та черта, которая разделяет буржуазную и коммунистическую позиции. Имущие классы превратили право собственности в право эксплуатации людей - коммунисты же ставят своей целью избавить человечество от эксплуатации. Технически при капитализме эксплуатация обеспечивается на основе разности стоимостей рабочей силы и потребительской стоимости произведенной продукции. Поскольку цена воспроизводства рабочей силы всегда ниже цены ее потребления, то образуемая и неоплачиваемая разница становится той прибавочной стоимостью, которая присваивается капиталистом и обогащает его. Такой порядок эксплуатации юридически узаконен в праве частной собственности на орудия производства. Фактическая эксплуатация здесь жульнически скрыта за правом капиталиста на результат труда многих только лишь на том основании, что он обладает правом на владение орудиями труда. Отсюда предельно ясно, что уничтожение эксплуатации человека человеком не может быть достигнуто никаким иным путем иначе как через упразднение собственности на средства производства частной и утверждение собственности на них общественной. Это первый и решающий шаг на пути построения социалистического общества, который объективно предваряет все социалистическое созидание. Это тот качественный переход, который определяет коммунистов как революционеров, ибо он не поддается никаким эволюциям, а может быть осуществлен исключительно единовременным революционным политическим актом. Но, не сделав его, говорить о каких-то социалистических преобразованиях есть пустая болтовня и преступное прожектерство. Именно восстановление частной собственности (и именно единовременным законодательным, но уже контрреволюционным, политическим актом) стало тем орудием, которое привело к власти у нас новых капиталистов и восстановило эксплуатацию человека человеком.
Таким образом, смена феодальной общественной формации на капиталистическую произошла в строгом соответствии с приведенными законами. Как видим ничего непонятного и, тем более, противоестественного не произошло. Идет объективный процесс развития и совершенствования, когда более прогрессивное и потребное людям побивает отсталое и отслужившее. С тех же позиций, продляя логику рассуждений, вполне возможно и разумно проанализировать и оценить положение уже самого капитализма.
Безусловно капитализм сыграл в жизни человечества величайшую прогрессивную роль, развив производительные силы общества до такой высокой ступени, которая сделала материально возможным равное и достойное человека развитие всех членов общества. Однако возможное не стало действительным, поскольку, наряду с принципиальными прогрессивными влияниями, капитализм от самого своего зарождения закладывает в обществе целый ряд объективных противоречий. Обозначим основные из этих противоречий. Во-первых, обобществив, сконцентрировав и четко организовав труд на отдельных предприятиях, капитализм оставляет раздробленность, разобщенность, обособленность и, вытекающую отсюда, стихийность функционирования производства в масштабе всего общества. Во-вторых, создав общественное производство, капитализм сохранил индивидуалистический способ присвоения произведенного и углубил отчуждение производителя от результатов своего труда. В-третьих, заменив крепостническое закабаление людей при феодализме (человек как товар) на экономическое (рабочая сила как товар), капитализм сохранил фактическую эксплуатацию человека человеком. Эти три противоречия, не считая менее важных, являются теми сущностными для капитализма, как системы, противоречиями, которые объективно предполагают его будущее уничтожение и замену иной, более прогрессивной системой отношений. Независимо от чьих-то интересов и желаний. Системой, которая окончательно ликвидирует и разобщенность производителей, и стихийность функционирования производительной системы общества, и отчуждение производителей от результатов своего труда, и уж конечно рабство и эксплуатацию. Системой, в которой интересы отдельных людей будут не противоположны, а объединены. Ко всему прочему, в этих противоречиях отражается и незавершенность логики общего процесса прогрессивного развития человеческого общества и общественного производства, и невозможность его завершения в условиях капиталистических отношений. Не завершены и не могут быть завершены ни процесс всеобщего объединения усилий людей, ни процесс справедливого распределения производимого, ни процесс полного освобождения человека, и потому, логично, капитализм является не конечным, а всего лишь очередным промежуточным этапом на пути развития человечества, которое несомненно стремится не к какому-то частичному, а исключительно окончательному и полному их разрешению.
В чем проявляется тормозящее процесс развития влияние этих противоречий в наше время: 1.
Современные производительные силы достигли уже такого уровня, что для своего дальнейшего прогрессивного развития требуют полного объединения всех материальных, интеллектуальных, творческих, физических, природных возможностей человечества. Уже даже не отдельных национальных обществ, а возможностей глобальных, общечеловеческих. Капитализм с его разобщающими отношениями и стихийностью развития обеспечить такое сложение усилий не способен. И чем далее, тем более увеличивается пропасть между потребностями прогрессивного развития человечества и возможностями управления этим процессом капитализмом. Наиболее наглядными примерами могут быть сегодня и потребности энергетические, и экологические, и научно-технические. Потребности, разрешить которые никакой отдельно взятый капиталист или даже группа капиталистов по своим материальным и интеллектуальным возможностям просто не в состоянии. А производительные силы уже прямо вопиют о признании себя как общественных производительных сил, что ярко проявляется в самом факте появления и усиления государственных, объединенных транснациональных и межгосударственных корпораций. В свою очередь, здесь же можно увидеть и характерное свойственное капитализму торможение прогресса, когда им проводится противоестественное разъединение производительных сил под видом так называемого размонополивания. В том вся извращенная суть современного капитализма - искусственно затормозить развитие, чтобы подогнать возможности своего производства под рыночный спрос. Поскольку все его развитие определяется исключительно потребностью прибыли, а не потребностью человека.
2.
Капитализм довел до высочайших, фактически предельных, уровней производительность труда на своих предприятиях. Дальнейший рост общественной производительности возможен теперь лишь на общественно объединенной, научно-плановой, рациональной основе организации производства и распределения. Общественная экономика как единый производительный комплекс, нацеленный не на рынок, платежеспособный спрос и прибыль капиталиста, а на потребности каждого члена общества. Изучение потребностей, точный расчет, организация производства, распределение в соответствии с выявленными потребностями - вот логическая цепочка в производственной деятельности человека нового передового общества.
3.
Современные и все более возрастающие масштабы производства, его организации, углубляющиеся и усложняющиеся задачи научно-технических исследований, постоянно расширяющееся многообразие интересов масс людей, глобальные проблемы существования человека и т.д., делают частно-капиталистический способ неспособным к управлению жизнью общества. Задачи развития и прогресса перерастают его возможности по управлению, перерастают любое другое управление кроме общественного. Наглядным примером неотвратимости прихода к общественному управлению хозяйственной жизнью общества является усиление роли государства в управлении экономикой и вступление капитализма в период государственно-монополистического развития. Но это отдельный и самостоятельный вопрос.
4.
Современные научно-технические возможности позволяют производить огромные материальные богатства. Однако… Во-первых, их накопление ведет уже не столько к дальнейшему развитию производства, сколько к его сворачиванию, торможению, разрушению, т.к. ориентировано не на потребности людей, а на прибыль капиталиста и платежеспособный спрос. Капитализму свойственно не устойчивое и целенаправленное расширение производства, а его сдерживание и ограничение в угоду поддержанию высоких цен и прибылей для владельцев капитала. Во-вторых, гнусность и подлость частного распределения никогда не позволит осуществить справедливое полноценное и всестороннее обеспечение потребностей каждого члена общества, поскольку концентрирует несметные богатства в основном на одном полюсе и в ущерб другому.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что сегодня, в условиях научно-технического и технологического прорыва, производительные силы человечества достигли таких масштабов и уровня, с которыми естественные капиталистические регуляторы - рынок и закон стоимости, управиться уже не могут. Им нужны новые, общественные, регуляторы и способы управления. Сегодня задачи развития столь масштабны, а противоречия капитализма столь велики, что без самого широкого и постоянного участия государства в хозяйничании совместно с монополиями, процесс капиталистического воспроизводства вообще невозможен. Примеры внедрения общественных, а именно социалистических, элементов хозяйствования можно уже видеть сплошь и рядом. Более, как раз за счет этих элементов капитализму удается удерживать свою инициативу сегодня. Кризис 30-х годов показал несостоятельность стихийного рыночного механизма и затребовал дополнения его широким вмешательством государства в экономику. Именно в это время английский экономист Дж.М.Кейнс провозгласил отказ буржуазной политической экономии от принципа "автоматического саморегулирования" капиталистической экономики (и чего до сих пор не в состоянии охватить куцые умишки наших "реформаторов", интеллектуальная отсталость, пещерная дремучесть и безмерная алчность которых привели еще недавно процветающую современную страну к феодальному уровню) и обосновал призыв к ее систематическому государственному регулированию. Таким образом, последовательно и закономерно - из чрезвычайных средств и отдельных вмешательств в экономику во времена войн и кризисов, произошло зарождение системы государственно-монополистического капитализма, которая все более развивается в постоянно действующий механизм широкого вторжения государства в процесс капиталистического воспроизводства.
Как видим, потребности сегодняшнего уровня развития настоятельно требуют: - неограниченного обобществления производства и всех возможностей человечества; - планомерного и рационального использования ресурсов и возможностей общества; - централизованного регулирования и управления производительными силами и распределением; - совместного, открытого и максимально обеспечиваемого научно-технического развития; - полного освобождения работника и превращения его в производителя по способностям;
Процесс, пока стихийного, пока поэлементного, но последовательного внедрения этих тенденций, идет все убыстряющимся ходом и, вопреки всем препятствиям и противодействиям, в конечном итоге завершится их полным и окончательным торжеством. Поскольку сами производительные силы с возрастающей мощью стремятся к тому.
Владимир НОВАК
|