Сейчас ключевой задачей является организация пролетариата в класс. Ибо сегодня, к сожалению, пролетариат представляет собой бесформенную массу населения и потому без претворения в жизнь этого лозунга немыслима подготовка пролетарских масс к решительным боям за свержение капитализма.
В то же время, в практической работе часто сталкиваешься с недостаточным пониманием сущностного содержания этого лозунга, с его примитивным и даже искаженным представлением. Прискорбным фактом является, что сейчас мало кто, даже из числа ведущих коммунистов, может грамотно объяснить, что такое пролетариат или что такое класс. Но ведь без четкой ясности этого понимания вся работа [коммунистической] партии неизбежно превратится в хаотичные шараханья либо в авантюрное прожектерство. Также становится невозможным и какой-либо компетентный отпор тому потоку идеологической лжи и путаницы, который обрушивает на головы простого человека современная буржуазная пропаганда и все ее оппортунистические прихвостни. Еще более прискорбно, что очень немногие из коммунистов осознают и признают свою малограмотность. Большинство же, опираясь на стереотипный набор марксистских лозунгов и цитат классиков, считает свое идеологическое образование вполне достаточным и законченным. Здесь речь идет, прежде всего, о членах партии, поскольку они являются авангардом всего пролетарского движения и для которых невежество абсолютно недопустимо. В связи с этим мне бы хотелось кратко напомнить о марксистском понимании понятий пролетариат и рабочий класс, а также о вопросе стратегии организации классового движения. Может показаться, что все это общеизвестно, что в этом нет ничего нового и что, следовательно, не стоит тратить время на повторение общеизвестных истин. Но, хотя здесь нет ничего нового, было бы неправильно думать, что не стоит тратить время на повторение некоторых известных нам истин, ибо, как учил Сталин, систематическое повторение так называемых «общеизвестных» истин, терпеливое их разъяснение является одним из лучших средств марксистского воспитания. Не будем углубляться в теоретические тонкости марксизма, но выделим и поясним те принципиальные положения, без которых невозможно даже говорить об освобождении трудового народа от рабства, эксплуатации и угнетения. В Манифесте Коммунистической партии определено, что капитализм, до предела упростив классовые противоречия, расколол общество на два больших враждебных лагеря, на два большие стоящие друг против друга класса - буржуазию и пролетариат. Где буржуазия - класс собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд и живущих за счет труда других, т.е. эксплуатирующих чужой труд. Пролетариат - класс производителей, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того, чтобы жить, продавать свою рабочую силу. Ленин дополнил и конкретизировал определение классов, указав, что классы различаются по своему месту в системе капиталистического производства, по своему отношению (закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по своей роли в организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Отметим, что в отличие от буржуазных трактовок классов, делящих общество по имущественному принципу, марксистская формулировка идет не от материального состояния того или иного члена общества, а от его социального положения. В то же время, с ходом развития, человеческое общество непрерывно изменяется. В нем возникают новые социально-экономические условия, которые не могут не накладывать свой отпечаток на его структуру, состав и порядок жизни. Так, говоря о пролетариате, уже Ленин отмечал, что он окружен массой чрезвычайно пестрых переходных типов - от пролетария к полупролетарию, от полупролетария к крестьянину и т.д., даже внутри самого пролетариата имеется деление на более или менее развитые слои, землячества, профессиональные и т.п. Сегодня такая пестрота значительно расширилась и углубилась. Это как раз то обстоятельство, спекулируя на котором нынешние буржуазные идеологи и их оппортунистическая подтанцовка, пытаются утверждать о, якобы, растворении или даже исчезновении пролетариата, об устарелости и изжитости вообще марксизма. Естественно, труды классиков несут на себе отпечаток того периода, в течение которого они создавались. Но открытые ими объективные, т.е. отражающие закономерность процессов общественной жизни и совершающиеся независимо от воли людей, законы и сегодня позволяют людям использовать полученные знания в интересах общества. Поэтому буржуазная пропаганда бесстыдно лукавит, ибо замалчивает то обстоятельство, что условия изменялись не в противоречии, а, наоборот, в полном соответствии с разработанной классиками марксизма теорией, что вся история после появления марксизма приносит ему новые подтверждения и новые триумфы. Более того, теория марксизма предвидит и возвещает главные направления грядущих изменений, чем вооружает передовые силы общества для новых свершений во имя прогресса. Исходя из сказанного и опираясь на труды классиков, посмотрим на состояние и социальную роль классов в нынешнем капиталистическом обществе. Как бы ни плутовала буржуазная пропаганда, но из всего социального многообразия и пестроты нынешнего населения объективно выделяются, с одной стороны - капиталисты, т.е. частные владельцы орудий производства, а с другой - нанимаемые ими работники, т.е. рабочие при этих орудиях производства или промышленные рабочие. Выделяются не внешне, а сущностно, ибо именно и исключительно эти две группы в капиталистическом обществе определяют его характер и порядок жизни. Поясним. Основным условием существования капитализма является накопление богатства в руках частных лиц - капиталистов, образование и увеличение капитала. В то же время условием существования капитала является наемный труд, который, в свою очередь, возможен лишь пока увеличивает капитал. На этом объективном основании марксизм делает тот вывод, что рабочий класс есть собственный продукт капитализма и только он, на фоне всего пролетарского разноцветия, наряду с капиталистом определяет классовый характер капиталистического общества. Отсюда естественно следует другой вывод - что именно рабочий класс является могильщиком капитализма. Объяснение в том, что рабочий класс не может освободиться от рабства, наемного рабства, иначе, чем уничтожив сам капиталистический порядок жизни. Для чего он должен уничтожить собственно способ частного присвоения в целом - разрушить все, что охраняет и обеспечивает частную собственность, взорвать всю возвышающуюся над этим способом надстройку. Обратим внимание - не уничтожить капиталистов физически, чем пугает обывателя буржуазная пропаганда, а уничтожить те условия, которые их порождают, т.е. частную собственность на орудия производства. Буржуазная пропаганда также твердит, что современный рабочий уже не тот, что был когда-то. Да, конечно. Тем не менее, несмотря на улучшение его материального состояния, вместе с этим улучшением и вслед за этим улучшением, не исчезает бесправность его фактического положения раба. Пусть наемного, пусть добровольного, но безусловного раба. Не исчезает из общества состояние социального неравенства людей и несправедливости в отношениях между ними. Какими бы декларациями не прикрывалось, но рабочие остаются самым низшим, несмотря на свою значимость, слоем капиталистического общества. Фактически, они рабы всего этого общества, поскольку не только работодатель-капиталист присваивает их труд, но и все другие слои буржуазии, которые набрасываются на рабочих после получения ими зарплаты. Отсюда очевидно, что именно рабочий класс является решающим производителем капиталистического общества, а все остальные лишь перераспределяют между собой производимое им. При том львиная доля оседает в карманах буржуазии. Все это объективно делает освободительные стремления рабочего класса обоснованными, справедливыми и законными. Или посмотрим на жизнь рабочего, в которой все жизненные условия современного общества достигли высшей точки бесчеловечности и человек потерял самого себя. Рабочие, по сути, превращены современным производством в придатки машин, в рабочие инструменты. Для них различия пола и возраста теряют всякое общественное значение. В их жизненных условиях нет жизненных условий капитализма - у рабочих нет собственности; современный промышленный труд стирает с них всякий национальный характер; семейные отношения рабочих не имеют ничего общего с буржуазными семейными отношениями; буржуазные законы, мораль, религия для рабочего не более как оковы, за которыми скрываются интересы капиталистов. Как видим, у рабочих в буржуазном обществе нет ничего своего, что надо было бы защищать, и терять им, кроме цепей, нечего. Все это естественно не только вынуждает рабочего к возмущению, но дает сознание, что, лишь уничтожив весь существовавший до сих пор способ присвоения, завоевав общественные производительные силы, он может освободить себя от рабства, достигнуть благополучия и обеспечить достойную человека жизнь. Это делает рабочего до конца последовательным борцом за свободу. Отсюда вывод, что только рабочий пролетариат из всех классов и слоев общества представляет собой действительно революционную силу. С другой стороны, крупная машинная индустрия, равно как и вся организация современного капиталистического общества, создают материальные условия для борьбы рабочих. Капитал их собирает в большие массы, сплачивает, организовывает, дает образование, обучает совместным действиям. Из сказанного очевидно, что самые условия жизни толкают рабочих на борьбу и делают их способными к борьбе. Все прочие пролетарские слои с развитием капитализма различным образом трансформируются, приспосабливаются или уничтожаются. Вся их борьба есть борьба лишь за спасение своего существования, а потому все они консервативны и даже более, реакционны, т.к. стремятся остановить или повернуть назад колесо истории. Поэтому коммунисты обязаны безоговорочно выделять рабочих, прежде всего промышленных, из общей пролетарской массы, обособлять их и выдвигать на передовые позиции. Что не ослабит, а усилит общую борьбу пролетариата за освобождение. Поскольку рабочий класс, как передовой и бескомпромиссный борец за освобождение, будет направлять и подталкивать все демократические и политически оппозиционные элементы на безоговорочный разрыв со всем политическим и социальным строем современного общества. Не надо при этом пугаться относительной малочисленности рабочего класса - в 17-м за немногочисленным рабочим классом, возглавляемым большевиками, пошла огромная крестьянская страна. То есть дело не за количеством, а качеством рабочего класса. В то же время, при выделении и обособлении рабочего класса, безусловно, нельзя полагать, что один он революционен, а все прочие реакционны. При такой постановке вопроса вся пролетарская масса поделилась бы на реакционное большинство и бессильное меньшинство. Ленин указывал, что исторически побеждает тот класс, который может вести за собой массу населения, что как бы близко не придвинулась партия к власти, но завоевать власть и удержать ее она может лишь заручившись поддержкой масс. То есть, рабочий класс не сможет победить буржуазный строй пока против этого строя не поднимется стоящая между рабочими и буржуазией масса народа - крестьяне, мелкая буржуазия, городская трудящаяся масса, интеллигенция и прочие. И здесь главный вопрос. А есть ли еще у этой массы, у многообразных составляющих ее слоев и групп, революционный потенциал? Тот потенциал, который сблизит ее с рабочим классом и заставит пойти за ним на уничтожение капитализма. Не исчерпаны ли уже революционные возможности, таящиеся в ее недрах, и, если не исчерпаны, то есть ли надежда, основание использовать эти возможности для пролетарской революции? Ведь буржуазная пропаганда всячески насаждает мнение о, якобы, несовместимости и даже противоположности их интересов. Безусловно, пойдет. Эта масса, абсолютное ее большинство, неизбежно будет участвовать в революционной борьбе, поскольку защищает свои будущие интересы, защищает свое материальное благополучие и человеческое достоинство, защищает стабильность и надежность своей жизни. Она так же неизбежно пойдет за рабочим классом, его организованной, сплоченной, последовательно бескомпромиссной силой, поскольку не у кого больше ей искать поддержки и защиты против капиталистического гнета, произвола хозяев и ненавистной всем буржуазной бюрократии. Эта масса находит своего природного союзника в рабочем классе. Ибо, когда она начинает мыслить, то естественно обнаруживает, что единственное средство спасения для нее в союзе с тем единственным классом, который нисколько не заинтересован в ее жалком положении. Более того, повинуясь суровым реалиям классовой борьбы, она признает и добровольно подчиняется диктатуре этого класса. Хотя и привнесет в борьбу свои предрассудки, свои реакционные фантазии, свои слабости и ошибки. Таким образом, борьба рабочих соединяется с борьбой всей прочей пролетарской массы в единый поток, завершающийся революционным взрывом. Поэтому лозунгом коммунистов должна быть не борьба с этой массой, а привлечение ее, всех и всяческих ее слоев и групп, к общей революционной борьбе, убеждение колеблющихся, использование нейтральных, воспитание отставших. Исходить надо из того, что трудящийся, который не эксплуатирует чужого труда, есть товарищ рабочего и с ним можно и должно достигнуть добровольного, искреннего, полного доверия союза. Другим вопросом, на котором необходимо заострить внимание, является вопрос о Советах. Заострить потому, что сегодня большинство коммунистических организаций недооценивает исключительную важность этого вопроса. Не будем останавливаться на рассмотрении сущностных положений Советов, которые полно и четко даны нашими классиками, но отметим их значимость для всей политической борьбы современных коммунистов. Во-первых. Ход развития современного общества, безусловно, идет по пути демократизации. И хотя буржуазная пропаганда пытается представлять это некими внутренними позитивными свойствами капитализма, но в основе его лежит непрерывная борьба трудящихся за свои права, свободу, справедливость. Тем не менее, пока эта борьба направляется буржуазией, ведется в русле буржуазного демократизма и заключается лишь в его прихорашивании. Поэтому современные коммунисты должны забрать инициативу у буржуазии и уже в условиях буржуазного общества устремить растущее сознание и демократические стремления трудящихся масс по пути перехода от демократии на почве частной собственности к демократии на базе борьбы за отмену частной собственности, по пути перехода от демократии буржуазной к демократии пролетарской. Марксизм учит, что первым шагом в пролетарской революции является завоевание демократии и установление в обществе господства пролетариата. Другого пути к социализму, кроме как через демократизм, через политическую свободу, нет. Ибо если будет настоящая демократия, то никакому капитализму не удержаться. То есть, в конечном счете, реальная, подлинная демократия равносильна политическому господству трудящихся. Именно поэтому решающей целью коммунистов является полное и последовательное осуществление демократии. Ради достижения и утверждения социализма. И именно поэтому не буржуазия, как пытается представлять ее пропаганда, а как раз пролетариат, является подлинным приверженцем и носителем демократизма. Решение задачи состоит в том, чтобы на деле сделать демократию возможной для всех, а не только для избранных, сделать общество по-новому демократическим - для большинства, для трудящихся, для неимущих. Ведь только тогда демократия будет приноровлена для реализации интересов трудящегося большинства и станет наиболее, в условиях классового общества, полной, развитой, справедливой, обретет свой истинный смысл - как народовластие. Не решив эту задачу, трудовой народ может навсегда остаться игрушкой в руках своих угнетателей. Таковой демократией является демократия Советов, сущностное отличие которой от буржуазной парламентской демократии состоит в том, что она выстраивается не сверху вниз, а снизу вверх, т.е. превращает в постоянную и единственную основу всего государственного аппарата, местного и центрального, снизу доверху массовые организации именно угнетенных капитализмом классов или абсолютного большинства населения. Вследствие чего Советы являются не только формой более высокого типа демократических учреждений, но и, особо выделим, единственной формой, способной обеспечить наиболее безболезненный, фактически мирный, переход к социализму. Отсюда, борьба за Советы позволяет коммунистам, с одной стороны, завладеть политической инициативой, с другой - создать фундамент будущей пролетарской власти. Во-вторых. Власть трудящихся не может возникнуть как результат мирного развития буржуазного общества и буржуазной демократии, - она может возникнуть лишь в результате слома буржуазной государственной машины и ее замены новой государственной машиной. Поэтому успех революции напрямую зависит от наличности уже готовых организационных форм движения, охватившего миллионы. Таковыми и являются Советы, которые на деле делают всю народную массу активным участником демократического управления государством, управления всей жизнью общества. В-третьих. Структура Советов обеспечивает объединение распыленных и отсталых слоев трудящегося и эксплуатируемого населения, их организацию и воспитание. В-четвертых. Только через Советы возможно осуществление классового союза пролетарских масс с рабочим классом и его партией. В-пятых. Борьба за Советы, своей конкретностью и целеустремленностью, сплачивает, направляет, организует и укрепляет как рабочий класс, так и его партию. В-шестых. Единственно путем революционного движения масс за Советы, за их превращение из органов мобилизации масс в органы восстания, в органы власти, в аппарат новой пролетарской государственности возможна изоляция всех оппортунистов и прочих соглашателей. Подытоживая сказанное, вспомним ленинское положение, гласящее, что, если бы народное творчество революционных классов не создало Советов, то пролетарская революция была бы делом безнадежным. Что Советы и Советская власть являются той найденной пролетариатом политической формой, которая единственно способна совершить освобождение трудящихся, осуществить переход к социализму, организовать социалистические преобразования и обеспечить им полную победу. Вот почему сегодня коммунисты должны сосредоточить все свои усилия на борьбе за Советы, как том основном организационном ядре, которое может обеспечить организацию революции и создание нового аппарата пролетарской демократии и государственности. Поэтому «ДАЕШЬ СОВЕТЫ!». Владимир НОВАК Источник