Пролетарии всех стран соединяйтесь!

     


Приветствую Вас Гость
RSS
Суббота, 08.08.2020, 03:46

Осторожно, мошенники на "Бирюч коммунистов", фэйк "Анастасия"___________________________________________________ Заявление администрации сайта.
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Войти / Sign in
TRANSLATE

Выбрать язык / Choose language
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
Russian
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители
Главная » 2012 » Май » 19 » С днём Советской Пионерии!
19:05
С днём Советской Пионерии!


Н.К. Крупская


Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей, —
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
«В золотую пору малолетства
Все живое — счастливо живет.
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим! —
…Где уж нам, измученным, в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас сейчас пустили в поле,
Мы в траву попадали бы — спать.
Нам домой скорей бы воротиться…
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…»


(Н. А. Некрасов. «Плач детей»)


Таково было положение детей рабочих на первых ступенях развития капитализма. Так описал его Некрасов. Об этом же писал в первом томе «Капитала» Карл Маркс.

Тяжелый ранний труд притупляет человека на всю жизнь. Когда-то, в 90-х годах прошлого века, я учила в вечерне-воскресной школе взрослых рабочих. У меня в группе был один ученик, который работал с восьми лет на фабрике, и вот меня всегда поражало, как эта работа искалечила его, убила в нем всякую инициативу, всякую самостоятельную мысль, всякую способность наблюдать. Не скажешь ему, как держать перо, он возьмет его боком как-то — другим не надо объяснять, а он сам не догадается или не скажешь, что надо писать по линейкам, — пишет сверху вниз и т. д. и т. п. По воскресеньям он всегда напивался пьян до потери сознания — не знал куда себя ткнуть.

Детский труд стали ограничивать на фабриках даже при капитализме, а у нас запрещается на фабриках детский труд до 14 лет совсем, а от 14 до 16 очень сильно ограничивается. Кустарный однообразный труд, за который засаживали ребят с раннего возраста, притуплял не меньше машинного. Что такое домашний наемный детский труд — это прекрасно отражено в художественной нашей литературе.

Не лучше жилось детям крестьян. Беспросветная темнота царила в деревне. Те, кто побогаче, кое-как учили своих детей. Дети бедняков, середняков, особенно девочки, работали без всякой меры, родители неохотно посылали их в школу — нужны дома ребят нянчить, на посылках быть.

Октябрьская революция ставила себе целью положить конец всякой эксплуатации, всякому угнетению, делению на богатеев и бедняков, ставила целью сделать для всех жизнь сытой, здоровой, просвещенной, светлой. Октябрьская революция положила конец тому общественному укладу, тому строю, который губил детей, обрекая их на голод, болезни, тяжелый, непосильный, однообразный труд, на невежество, на тяжелейшие бытовые условия, на беспросветное существование.

Октябрьская революция открыла перед детьми светлое будущее, сделала их счастливыми.

Восемнадцать лет, как существует Советская власть. Первые годы были годами неимоверного разорения, вызванного империалистической войной, годами не менее жестокой гражданской войны. Белые не щадили и ребят. Расстреливали их, на их глазах вешали, расстреливали родителей.

В годы голодовки, возникшей в связи с гражданской войной, Советская власть приняла декрет о бесплатном снабжении всех ребят питанием. Широко развернута была сеть детдомов для сирот, для детей, потерявших родителей, брошенных ими. Многие рабочие, многие советские работники брали таких ребят.

С первых же лет существования Советской власти стали повсюду, не только в городе, но и на селе, устраиваться ясли, детсады и пр. Дело было новое. Первые годы крестьянки боялись отдавать своих ребят в ясли и детсады — думали, отберут у них ребят. Теперь ясли и детсады вошли в быт. Теперь крестьянки жалуются не на то, что их детей берут в ясли, а на то, что ясли и детплощадки не всех детей еще охватывают, что игрушек в детсадах мало и т. д. Через ясли и детсады учат родителей, как надо обращаться с детьми, растить из ребят здоровых, организованных людей.

Школ открывается все больше, обучение стало обязательным. Теперь перестали родители говорить: «Мы росли неучеными, и детям нашим учиться нечего, пусть работают». Девочек учат наравне с мальчиками. Заботятся не только о русских детях, но и о детях всех национальностей — татарах, мордвинах, евреях, украинцах, таджиках, узбеках, грузинах, армянах и т. д. и т. п.

Обязательное обучение есть и в капиталистических странах. Но чему там и как учат? Учат верить в бога, верить фашистским вождям, ненавидеть все другие народности, кроме своей, учат всякому вздору и хламу, подавляют в детях всякую живую мысль.

Обязательное обучение, которое введено в нашей Стране Советов, не только в корне подрезает неграмотность и малограмотность. Советская школа дает ребятам настоящие, нужные знания, растит их сознательными людьми. Ребята, учащиеся в школе, читают сплошь и рядом взрослым газеты, книжки, рассказывают, о чем им говорила учительница. Да и вообще уходит в прошлое старая темнота. Газеты, радио, кино, развитие путей сообщения — все виды общественной жизни вырывают село из старой заброшенности и слепоты. Совершенно особенное значение имеет коллективизация сельского хозяйства. Отмирает старое единоличное хозяйство, разъединявшее людей. Единоличник — мелкий собственник — не жалел себя, жены, детей, стариков родителей, только бы лишний кусок, лишний грош урвать. В семье бедняка, в семье середняка всегда царила нужда, забота, как бы просуществовать, как бы продержаться. В семье единоличника окружала ребят забота и нужда. Дела не было до других, каждый только за себя и за свою семью беспокоился.

Оторванность от общественной жизни характерна для мелкого собственника. В семье мелкого собственника росли ребята вне общественных интересов. Помню, как в детстве рассказывала мне крестьянка одна, моя бывшая кормилица — очень хорошая, добрая женщина, но безграмотная, смирная, забитая мужем и свекровью, — как радовались они, крестьяне, крушению товарного поезда около станции Серебрянки по Варшавской железной дороге, около которой она жила. Поезд вез чай. Крестьяне обычно пили липовый цвет, а чая в глаза не видали, особенно деревенская беднота. Страшно обрадовались они валявшемуся после крушения на земле чаю. Каждый старался захватить себе побольше, дети помогали родителям изо всех сил. Никого не интересовало, почему произошло крушение. Темнота, глупейшие поверья (вроде того, что, когда идешь жать в поле, надо затыкать серп за спину, а то он руки «увидит и обязательно обрежет»), вера в бога, в ангелов, в нечистую силу, мелкособственническая жадность, зависть, эгоизм, семейная замкнутость, рабское положение женщины в семье, битье жен и детей, домашние свары из-за выеденного яйца — вот что было уделом сотен тысяч ребят, росших по глухим деревням.

Коллективизация сельского хозяйства вбила кол в старый быт.

«Дело веков поправлять нелегко». Это верно. За восемнадцать лет существования Советской власти заложен фундамент социалистического уклада, созданы условия, которые облегчают в тысячу раз борьбу со всякими пережитками старого. Этих пережитков в труде, в быту, во взглядах очень много, с ними надо бороться не покладая рук. Надо и общественную жизнь и семейную строить по-новому, надо учиться коллективно, дружно и организованно работать и жить, сообща бороться за светлую, просвещенную, здоровую, сытую для всех жизнь.

Пионерские отряды — это отряды ребят, которые учатся овладевать знаниями, применять их в труде и в жизни, которые учатся быть во всем общественниками, смелыми, дисциплинированными борцами за социализм.



Вожатый — руководитель отряда — может принести много пользы, но может принести и много вреда, если будет руководить неправильно. Вожатый должен быть сознательным, должен много знать, разбираться в окружающем, понимать, что плохо, что хорошо, должен знать особенности детского возраста, знать, что ребята могут, чего не могут, уметь вести с ребятами разъяснительную работу, уметь организовывать их, помогать им в учебе, труде и жизни.

Вожатый должен помогать ребятам использовать все те возможности, которые дал им Октябрь, помогать им расти сознательными людьми, людьми, умеющими коллективно, дружно работать, организовывать всю свою жизнь так, чтобы она была полезной, радостной, содержательной, счастливой. Это большая, ответственная работа. Быть вожатым не всякий может — это серьезная, ответственная, почетная работа. Ее не выполнишь, если будешь считать ее простой нагрузкой, а не работой, на которой и сам можешь выработаться в настоящего комсомольца, умеющего бороться за дело Ленина, за дело Коммунистической партии, за дело трудящихся.



ЛЕНИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПИОНЕРОВ


ЛЕНИН И ДЕТИ

Прежде всего позвольте горячо приветствовать собравшихся пионеров разных стран.

Товарищи, вы хотите знать, что говорил Ленин о пионерах. Но надо сказать, что у нас пионерское движение стало развиваться тогда, когда Ленин был уже на краю смерти, и поэтому нет никаких специальных обращений его к юным пионерам. Есть его речь, обращенная к комсомолу, которую он произнес в 1920 г. на съезде комсомола. Эта речь переведена на много языков, и многие из вас, вероятно, уже читали ее — во всяком случае, вы можете с ней ознакомиться.

Очень часто в своих речах, обращенных ко взрослым, Ленин говорил о детях. Как он смотрел на них? Он говорил:

«Мы научились и быстро учимся бороться — и бороться не в одиночку, как боролись лучшие из отцов… Мы боремся лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят».

И вот эту свою надежду на молодое поколение, на то, что дети рабочих, дети трудящихся всех стран сумеют сорганизоваться, сумеют так повести борьбу со старым миром, с миром капитализма, что во всем мире победит социализм, победит дело рабочего класса, — в этом Ленин был глубоко уверен. Часто, когда он говорил с детьми, он полушутя, полусерьезно спрашивал: «Не правда ли, ты вырастешь хорошим коммунистом?» Конечно, это была полушутка, но это было и его глубокое желание, чтобы каждый ребенок вырос сознательным коммунистом и продолжал то дело, за которое мужественно боролись и борются революционеры всех стран.

Товарищи, но важно ведь не только то, что Ленин говорил детям и о детях, — важна вся его жизнь, вся его борьба. Мы знаем, что перед Лениным всегда стояла великая цель. Эта цель — борьба с капитализмом, борьба за социализм. Что бы он ни делал, на каком бы собрании он ни выступал, всегда он думал об одном: какую пользу его выступление или статья принесет делу борьбы рабочего класса за социализм.

ЗА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Ленин был интернационалист, он не мог не быть интернационалистом. Ленин рос и учился в глухом городе на реке Волге — в городе Симбирске (теперь этот город называется Ульяновск). Он и сейчас производит впечатление захолустного города. Там почти пет ни фабрик, ни заводов, почти не было рабочих. Когда Ленин складывался в сознательного революционера, у нас в стране не было еще рабочего движения. И вот, товарищи, если бы Ленин не учился у рабочего движения других стран, у великих теоретиков рабочего класса — Маркса и Энгельса, он никогда не стал бы тем, чем он стал. Вглядываясь в окружающую жизнь, Ленин научился ненавидеть эксплуатацию и гнет, но, как добиться их устранения, он учился у великих борцов за социализм. И вот поэтому все его учение, вся его борьба насквозь интернациональны. С ранних лет он видел каждодневно, как царская власть угнетала слабые национальности — евреев, татар, мордвинов, — угнетала все многочисленные национальности, которые населяли старую Россию, а теперь населяют Союз Советских Социалистических Республик. Они не имели права учиться, у них было ничтожное количество школ, они не имели никаких прав. И вот Ленин, живя на Волге, наблюдал детей других народностей — маленьких татар, маленьких евреев — и видел, в каком угнетенном состоянии они находились. В нем зарождалось чувство желания помочь им, возмущение этим угнетением. И всю свою революционную работу он пропитал духом братского отношения к угнетенным национальностям. Когда он вглядывался в американское движение, он первым вопросом ставил: а как американцы относятся к неграм? Когда он изучал, на практике наблюдал рабочее движение в Англии, его интересовал вопрос: а как английские рабочие, как масса английских рабочих относится к тем национальностям, которые населяют колонии? Когда он интересовался немецким, французским движением, колониальный вопрос его чрезвычайно интересовал. Он говорил:необходимо братство народов, необходима дружная, объединенная борьба за социализм. Только тогда удастся победить, когда рабочий класс всех стран дружно будет бороться за великую цель — за социализм. И в своей работе он старался сделать все от него зависящее для того, чтобы укрепить интернационал, укрепить международное рабочее движение. Он чрезвычайно радовался растущему движению молодежи. Теперь он точно так же радовался бы до глубины души тому, что вы, молодежь, понимаете все значение международного движения, все значение организации.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОММУНИСТ

Ленин принадлежал к тому поколению, на глазах которого происходила борьба прежних социалистов, которые боролись с царским строем путем террора, т. е. устрашения отдельных, особенно злостных угнетателей, стреляли в них, кидали в них бомбами. Отдельные революционеры шли тогда на героические поступки, они шли на смерть, но они боролись в одиночку, и их борьба давала мало результатов. Старший брат Ленина, который был на несколько лет его старше, точно также решил пойти на борьбу против царя. Он принимал участие в покушении на царя, был схвачен и казнен. И вот это сильное переживание — казнь старшего брата — заставило молодого Ленина особенно задуматься над тем, что такая борьба в одиночку, хотя это и самоотверженная, героическая борьба, дает мало результатов.

Ленин пришел к заключению, что победить может лишь рабочий класс, который должен как можно лучше сорганизоваться. Он много раз говорил, что в организации — наша главная сила. От старого героического движения против царизма, от героев «Народной воли» (так называлась партия, из которой выходили одиночки, которые боролись с царизмом) — от них унаследовало наше движение готовность к борьбе до конца.

Ленин писал, что коммунист должен быть готов на все, что он должен быть готов отдать свою жизнь за рабочее дело, готов работать в подполье — скрываться и работать так, чтобы никто не знал даже его имени. Он должен вести не покладая рук повседневную борьбу. Если развернется гражданская война, нужно, чтобы он умел взять винтовку и бороться на баррикадах. Нужно, чтобы он сумел делать и повседневную, самую простую, незаметную, но нужную для дела работу.

Так говорил Ленин. И наша Коммунистическая партия так и организуется. Каждый коммунист знает, что он должен быть готов на все, с оружием в руках защищать дело рабочего класса; точно так же он должен быть готов к повседневной, простой, но нужной для дела работе по организации широких слоев рабочих и крестьян, по пропаганде и агитации среди них. Ленин говорил очень много о том, как нужно дружно, сплоченно работать. Об этой сплоченности, об этой дружной работе он писал много и примером показывал, как надо организовать партию. И вот этот пример работы Ленина и всей Коммунистической партии заразил массы.

Оглянувшись на наше прошлое, увидим, что с самого зарождения рабочего движения в нашей стране дети принимали в этой борьбе участие. Когда у нас происходила революция 1905 года, дети точно также шли на баррикады. Если вы пойдете в московский Музей Революции, вы увидите, например, фотографию мальчика, которого жандармы и черносотенцы искололи штыками и убили насмерть. Если вы посмотрите, как шла революция 1917 года, вы увидите, что дети вместе со взрослыми принимали в ней участие. Наконец, во время гражданской войны дети вели такую же упорную борьбу, как и взрослые.

ДЕЛО ЛЕНИНА НЕПОБЕДИМО

Мне пришлось быть в 1919 г., в разгар гражданской войны, на далеком Урале. Там, около того места, где начинается Урал, есть Ижевский завод. Белые громили этот завод, убивали взрослое население. Но они удивились, когда нашли там организацию подростков: дети 10–12–14 лет имели там свою организацию, у них был свой клуб, было красное знамя. Белые, увидев этот Детский клуб, перестреляли почти всех ребят. Когда мы приехали в Ижевск, несколько месяцев после того, рабочие повели нас на то место, где был раньше Детский клуб и где теперь работали дети, которые уцелели тогда, — они организовались в свою детскую организацию.

Вам важно изучать то движение, которое было в России, ту борьбу и те достижения, которые у нас были, но и нам необходимо учиться у других национальностей. Сейчас в нашей стране ребятам, может быть, легче жить: им не приходится вести такой отчаянной борьбы, как в других странах, но им приходится очень много работать и бороться с остатками старого, с остатками религии, со старым отношением к собственности, с тем, что каждый старается заботиться только о себе. И вот в этой повседневной работе мы можем многому научиться у других стран — у Америки, Германии, Франции. Мы должны перенять их знания и технику, чтобы лучше вооружиться для борьбы. Вы, юные пионеры, должны держать тесную связь между собой — только тогда вы сможете выполнить заветы Ленина, только тогда вы будете настоящими ленинцами. Теперь учение Ленина проникло в массы, теперь не один Ленин — ленинцев миллионы. И вот для того, чтобы примкнуть к этим миллионам, нужна товарищеская, братская работа.

Позвольте пожелать вам, дорогие ребята, успеха в этой борьбе. Эта борьба будет продолжаться еще долгие годы, но как Ленин был убежден, так и мы все твердо убеждены, вся наша партия, весь комсомол, все пионеры убеждены в том, что дело, начатое Лениным, непобедимо!



Источники

Н.К. Крупская. Дети и Октябрь. 1935 г.

Н.К. Крупская. Доклад на международной пионерской конференции. 1929 г.
Просмотров: 808 | Добавил: Анастасия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Наш опрос
Есть ли перспектива возрождения СССР?
Всего ответов: 207
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта




Copyleft Граждане СССР © 2020