Недавно почти во всех коммунистических изданиях прошло сообщение об очередном марше донецких шахтеров на Киев. При этом левые в один голос отмечали этот марш как некий доблестный акт классовой борьбы. Вместе с тем, никем этому событию не была дана сущностная оценка с марксистских позиций, что, безусловно, недопустимо для настоящих коммунистов и их прессы, обязанных каждую подобную акцию объяснять с классовой точки зрения.
Тем более, недопустимо расценивать фактически унижающее рабочий класс шествие просителей милостыни как акт настоящей классовой борьбы. Дело в том, что марксизм признает классовую борьбу настоящей, последовательной, развитой лишь тогда, когда она охватывает область политики. Но при этом и в политике берет самое существенное: устройство государственной власти. В то время как все извратители марксизма полагают «классовой политикой» любое столкновение между классами. Они даже признают классовую борьбу и в политике, но лишь с тем условием, чтобы в область ее не входило устройство государственной власти. Тем самым сужают, кастрируют теорию и практику классовой борьбы. Нетрудно понять, в чьих интересах такое искажение понятия классовой борьбы. Поэтому Ленин указывает:
«Кто признает только борьбу классов, тот еще не марксист, тот может оказаться еще невыходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики. Ограничивать марксизм учением о борьбе классов - значит урезывать марксизм, искажать его, сводить его к тому, что приемлемо для буржуазии. Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма» («Государство и революция»).
Именно исходя из такой позиции, коммунисты должны рассматривать как данный марш горняков, так и все прочие классовые акции. На наш же взгляд, этот марш скорее представляет собой не акт классовой борьбы, а крестный ход верующих, как по форме, так и по содержанию, разве что, идущий не под церковными хоругвями и без попов впереди. Хотя, похоже, при современных «рабочих» лидерах и до этого уже недалеко.
Вопросы постановки коммунистической агитации и пропаганды в марксизме хорошо разработаны теоретически и отработаны практически. Их цель состоит в раскрытии революционной сути марксизма - что борьба рабочего класса ведется не просто за какое-то частное улучшение его положения, не просто за какие-то отдельные выгодные условия продажи рабочей силы, но за такое изменение всей системы общественных отношений, при которой рабочие займут соответствующее их роли в обществе место. Рабочие ведут борьбу не с отдельным хозяином, правительством, президентом, а за уничтожение самого строя, который заставляет неимущих продаваться богачам. Решить такую задачу возможно исключительно революционно-политическим способом. Отсюда следует, что всей своей борьбе всегда и непременно коммунисты должны придавать характер политической. Для этого им необходимо активно проводить политическое воспитание рабочего класса, развивать его политическое сознание и революционную активность.
В чем состоит политическое воспитание? В том, чтобы наталкивать массы людей (не только рабочих, но и абсолютно все другие классы и группы), недовольных отдельными фактами бесчинств и безобразий буржуазно-капиталистического существования, на мысль о негодности всего существующего строя, на необходимость его полного переустройства. Поэтому пропаганда коммунистов должна за любым фактом уродств существующей действительности видеть их капиталистическую природу, показывать причину их неизбежности в условиях капитализма, доказывать, напоминать о недавнем социалистическом прошлом, в котором подобные безобразия были объективно невозможны и, на этой идеологической основе, прлбуждать в массах адекватные реакции.
Пропагандистская работа коммунистов не есть какое-то конъюнктурное подстрекательство, не спекуляция на отдельных изъянах жизни, не голословное кликушество, как вульгарно пытаются представить коммунистическую пропаганду заказные буржуазные журналисты и оппортунисты. Она есть, как минимум, научно обоснованное раскрытие правды о существующей действительности и донесение ее до широких трудящихся масс. И именно в научной обоснованности и правде вся сила коммунистической пропаганды. Потому принципиальнейшим условием ведения коммунистической пропаганды является то, что освещение всех поднимаемых вопросов должно даваться без всяких потачек умышленным или неумышленным искажениям марксизма.
К сожалению, сегодня такая пропагандистская работа «коммунистами» из КПРФ или КПУ, как наиболее массовых и материально обеспеченных «коммунистических» партий, не ведется вообще, а ведущаяся последовательными коммунистами, в силу различных причин, крайне слаба, несмотря на то, что сама жизнь предоставляет бездну возможностей для её успешного ведения. Однако, вместо того, чтобы активно использовать ситуацию и на вполне легальной основе наступательно вести свои разоблачения, раскрывая гнусность, лицемерие и лживость всей буржуазной общественной системы, оппортунисты отделываются лишь формальными заявлениями, популистской «критикой» и слезливыми причитаниями. Как, например, сегодня в России левых очень озаботило восстановление уголовной ответственности за клевету. Мол, власть подготовила очередное орудие против них. Но почему бы не взглянуть на дело с другой стороны и самим не взять этот Закон на свое вооружение. Ведь вся буржуазная пропаганда по существу построена на клевете, лжи, фальсификациях, что предоставляет коммунистам широкое поле возможностей не только для изобличений отдельных фактов, но для обличения лживости и подлости всей буржуазной пропаганды и системы в целом. Ведь каждое их слово о советском прошлом, о победах и достижениях советского строя, о советских вождях и героях, непременно несет в себе открытую или скрытую клевету. Проведенный же Думой Закон предполагает привлечение к уголовной ответственности: за распространение гражданином заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию…; за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ…; за клевету с использованием своего служебного положения… Отменно. Вот в кинематографической поделке «Убойная сила» лицедействующий моральный негодяй, иначе не назовешь, для вящей «убедительности» ряженый ветераном-блокадником, заявляет, что в блокадном голодающем Ленинграде в Смольном была расстреляна поварская бригада за то, что якобы не подала руководству города к обеду теплые булочки. Разве за эту гнусную клевету не должны быть привлечены, согласно Закону, к ответственности те, кто выдумал эту ложь, кто ее озвучил, кто ее выпустил в эфир и прочая клеветническая братия? Почему бы не сделать это открыто, посредством Закона о клевете, используя таким образом возможности буржуазного демократизма в интересах политического и революционного воспитания масс. Не коммунисты, принципиально отрицающие применение клеветы в своей практике, должны опасаться этого закона, а как раз буржуазные пропагандистские клеветники и лжецы. Если, конечно, правильно эту работу поставить.
И так должно быть во всем и всегда. Для этого, прежде всего, необходимо изжить еще бытующий в среде коммунистов дух обреченности, пассивности, пораженчества и воспитать дух веры в свои силы, наступательной активности. Необходимо также восстанавливать и воспитывать дух острой принципиальности, чтобы не потакать сущностной убогости всевозможных маршей касок и кастрюль, а давать им открытую принципиальную оценку, тем самым, не только разоблачая их никчемность, но указывая подлинные пути решения социальных проблем.
Не использовать все конкретные текущие обстоятельства в интересах просвещения масс, когда события втягивают в политику даже самые отсталые слои населения, для воспитания осмысленной активности трудящихся, уклоняться от наступательной пропагандистской работы в таких условиях, - есть прямой оппортунизм, убедительнейшее свидетельство соглашательства и, следовательно, измены. Ведь сколько обличительных возможностей предоставляет любая избирательная кампания, когда сама буржуазия, различные ее кланы, ради достижения выгодного политического и экономического положения, сходятся в безоглядной и беспощадной схватке между собой, открыто идут на самые серьезные разоблачения друг друга, по сути, собственно всей буржуазной системы. Хотя, осознавая опасность последствий для своей системы подобных побоищ, они и пытаются оградить ее путем заключения между собой тщетных и смехотворных в условиях буржуазной системы всевозможных пактов о ненападении, о неприятии черного пиара, «честности» агитации и т.п., но фактически выбрасывают на общественное обозрение мощный поток, вовсе не клеветы, а реальных разоблачительных фактов, не использовать которые в коммунистической пропаганде просто преступно. Однако ни КПРФ, ни КПУ этого не делают и, напротив, подыгрывая буржуазным партиям, ведут свои кампании «чинно» и «демократично». Как бы они это не объясняли, но на деле их «чинность» представляет собой и ими используется, как прикрытие и оправдание своего ухода от идеологических разоблачений. Что есть прямой сговор с буржуазией.
В заключение напомним, что марксизмом установленные принципы, на основе которых коммунисты должны строить и проводить свою агитационно-пропагандистскую работу.
Первое. Недостаточно просто объяснять политическое угнетение рабочих. Надо организовать такое всестороннее обличение капитализма, чтобы наталкивать массы людей (из всех классов), недовольных отдельными его гнусностями, на мысль о негодности всего капиталистического порядка. Убедительно доказывать всевозрастающую реакционность самого капиталистического способа хозяйствования. Показывать скудность и отвратительность быта, нравственности и культуры буржуазии. Всесторонняя комплексность политических обличений - необходимое и основное условие воспитания революционной активности масс. Вместе с тем, опираясь на социалистический опыт СССР, указывать реальный альтернативный путь развития.
Второе. Общеизвестно ленинское определение, что
«классовое политическое сознание рабочих может быть привнесено рабочему только извне, то есть, извне экономической борьбы, извне сферы отношений рабочих к хозяевам» («Что делать?»).
Отсюда, решающей задачей коммунистов становится привнесение в рабочий класс именно такого сознания. Прежде всего, осознание рабочими себя классом, ведущим политическую борьбу за власть. При этом предполагается знание отношения всех иных классов и слоев к капитализму, буржуазному государству, правительству, знание взаимоотношений между всеми классами, знание всех особенностей социального и политического положения каждого класса и слоя. Для этого коммунисты должны вести активную работу во всех слоях общества - и теоретическую, и пропагандистскую, и организаторскую. В настоящее время исключительно важным и эффективным является использование опыта рабочего движения других стран мира, который позволяет формировать у рабочих видение общности природы всех нынешних социальных проблем, а также вырабатывать понимание банкротства оппортунизма, реформизма, бесперспективности унизительного политического и экономического попрошайничества.
Третье. Только политическая борьба делает борьбу классовую настоящей, последовательной, развитой. Сами рабочие собственными силами на опыте стихийных протестов способны выработать лишь сознание тред-юнионистское - вести борьбу с хозяевами, объединяться в союзы, добиваться отдельных необходимых себе законов и т.д. Такое сознание усматривает все беды трудящихся не в самой капиталистической системе, а только в неких ее недостатках и отдельных личностях, хозяевах, а отсюда выводит и цели их попрошайничества. Таким образом, тред-юнионистское сознание выступает против революционного характера рабочего движения и борьбы против основ капитализма. Поэтому Ленин называл тред-юнионистскую политику - буржуазной политикой пролетарского класса. Коммунисты обязаны отрывать рабочих от нее и, на основе привносимого политического опыта борьбы всех трудящихся, поднимать стихийное рабочее движение до уровня сознательного политического движения рабочего класса.
Четвертое. Коммунистическое учение вырастает из философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатываются образованными людьми. В последнее время интерес коммунистов к теории значительно ослаблен. Это результат начетничества и цитатничества, царивших в КПСС, ревизионистских и оппортунистических извращений, атак буржуазной пропаганды. Сегодня настоятельно требуется повышение внимания коммунистов к теоретической стороне революционного движения рабочего класса. Современный капитализм гигантски разросся и разветвился, что требует огромного запаса теоретических сил и опыта для выполнения рабочим движением своих революционных задач. КПСС после Сталина запустила эту работу, следствием чего стала победа в ней оппортунизма и последующее поражение социализма в СССР. Ленин указывал: «Без революционной теории не может быть и революционного движения» («Что делать?»), а Сталин постоянно подчеркивал, что без теории нам смерть. Не больше и не меньше. Теория - это опыт мирового рабочего движения в его общем виде и она превращается
«…в величайшую силу рабочего движения, если она складывается в неразрывной связи с революционной практикой, ибо она, и только она, может дать движению уверенность, силу ориентировки и понимание внутренней связи окружающих событий, ибо она, и только она, может помочь практике понять не только то, как и куда двигаются классы в настоящем, но и то, как и куда должны двинуться они в ближайшем будущем» (Сталин, «Об основах ленинизма»).
Характерно, что все нынешние псевдокоммунисты и прочие левые, не признающие или не постигшие сути марксизма, либо уклоняются от каких-либо серьезных теоретических разговоров, либо переводят их в русло голого крикливого цитатничества.
К сожалению, здесь нельзя не отметить, что сейчас вести теоретическую работу коммунистам надо, начиная с самих себя, со своего собственного образования. Поскольку именно марксистская неграмотность является той благодатной почвой, на которой единственно возможно взращивание оппортунизма и превращение его в ударную силу буржуазии, то для настоящего коммуниста непреложным должно быть убеждение, что марксистская неграмотность равноценна предательству дела коммунизма. Не случайно сегодня все оппортунистические партии не просто забросили, но активно препятствуют марксистской учебе своих членов, ибо только она способна разоблачить их оппортунизм и поставить ему заслон.
Пятое. Коммунисты, признавая первостепенную значимость особого выделения рабочего класса, в то же время не должны замыкать его на себе, изолировать от других классов общества, отстранять от их жизни и проблем. Рабочий класс должен быть непременным участником буквально всякого события в обществе, к какому бы классу или слою оно не относилось. Он обязан активно вмешиваться в любой политический вопрос, даже если решение этого вопроса не сулит ему осязательных результатов, и инициативно в нем участвовать. Этим будет не только повышаться политический вес и авангардная значимость рабочего класса в обществе, но и изживаться многовековая униженность и холопство человека труда, воспитываться чувство его собственного достоинства, формироваться чувство хозяина и руководителя общества, причастного и ответственного за все в нем происходящее. Именно такие общественные качества свойственны человеку будущего коммунистического общества.
Шестое. Утратившие навыки активной самостоятельной политической деятельности и приобретшие качества обывательского потребительства за послесталинские годы, познавшие на себе подлость предательства партноменклатуры КПСС, находящиеся под постоянным прессом буржуазной идеологической обработки, нынешние рабочие оказались в тяжелейшем положении растерянности и отчаяния. Поэтому сейчас крайне важной является работа коммунистов, с одной стороны, по восстановлению психологической устойчивости нашего рабочего класса и его морального духа, адаптации к условиям реально победившего в стране капитализма, с другой, по воспитанию в рабочем классе духа наступательности и боевитости. Осуществить такую задачу возможно лишь на основе восстановления доверия к коммунистам и их партии.
Возвращаясь к последнему маршу шахтеров, обратим внимание на отсутствие у них самих какого-либо оптимизма и веры в успех своего предприятия, что идет, прежде всего, от потери веры в свои силы, в свои возможности. А ведь еще в недавнем прошлом те же шахтеры, куда более решительно и боевито, участвовали в разгроме социализма. Науськиваемые рвущимися к власти и богатству «демократическими» проходимцами, они чрезвычайно активно тому способствовали. Куда же подевались их решительность и боевитость сегодня? Что превратило класс прежних хозяев страны и жизни в жалких рабов новых господ и панов, ими же приведенных к власти? Да, надо признать, что пролетариат сегодня ничем особым не выделяется в политической жизни. Хуже того, активность и боевитость некоторых бабушек, гремящих кастрюлями, зачастую гораздо выше активности наемных рабов. Рабочие сегодня пассивны, замкнуты в себе, пребывают в политическом ступоре. Именно оттого пролетарский класс стал, как бы, неощутимым.
И вот тут уже прямая вина коммунистов, которые, за редким исключением, не будят и не поднимают этот спящий и «невидимый» класс к активной борьбе. Не объединяют и не формируют пролетариев в класс сознательных борцов за освобождение трудящихся, не преобразуют пролетарский класс из класса «в себе» в класс «для себя», прикрывая свое бездействие (фактически - прямую измену!) всякими «фиговыми листочками», т.е. разговорами, что в современном обществе роль рабочего класса снизилась и даже более, что он сам якобы уже растворился в других слоях и прекратил существование как класс, что все разговоры о нем сегодня это лишь от упрямства твердолобых ретроградов и консерваторов, отставших от жизни и не желающих считаться с современными реалиями. Тем не менее, уже подходит время, когда обновленный, умудренный новым опытом класс наемных рабочих восстановит свою революционную силу и под руководством по-настоящему своей коммунистической партии поведет трудящихся к освобождению от тирании олигархов.
Владимир НОВАК
Источник
|