Руки рабочих, Вы даёте движенье планете! Руки рабочих, Мы о вас эту песню поём! Руки рабочих Создают все богатства на свете, Землю родную вдохновляя трудом!
Котов Петр Иванович (1899 - 1953) «Столяр первого разряда» 1950
Конев Евтихий Александрович «Плотник. Дом для внуков» 1983
Раздрогин И.А. «Старший горновой»
Кондулуков Сергей Никитович «Маляр» 1994
Левитан А. «Обмен опытом»
Тартаковский И.И. «В цеху» 1956
Тартаковский И.И. «У станка» 1956
Ермолин Р.Н. «Швея-мотористка» 1968
Всё, что хорошего в мире от века,— Всё это дело рук человека! Руки! О многом они говорят! Глаз только видит, а руки творят.
Друзей обнимаем ли, вслед ли им машем, Лепим ли, строим ли, пишем ли, пашем, Дружим ли с космосом, с лесом, с рекою — Руки творящих не знают покоя.
Руки людские, рабочие руки, Я вас целую тысячу раз. Здравствуйте вечно, рабочие руки! Вас воспеваю! Славлю я вас!
Киримизе Жанэ
Котов Петр Иванович (1899 - 1953) «Шахтеры»
Александр Нора Михайловна–Менделевна (1916 - 2005) «На фабрике «Большевик»» 1954
Фролов Константин Петрович (1918 - 1997) «Cтаночница» 1960-e
Титов Ярослав Викторович (1906 – 2000) «Новый квартал» 1967
Над дымкою садов светло-зеленых, Над улицей, струящей смутный гам, В закапанных простых комбинезонах Они легко восходят по лесам.
И там, на высоте шестиэтажной, Где жгут лицо июльские лучи, Качаясь в люльке, весело и важно Фасады красят, ставят кирпичи.
Всеволод Рождественский, 1946
Я.Ю.Крыжевский «Бело-голубой день» 1976
Юрий Пименов «Район завтрашнего дня»
Е.А.Галунов «Новый район Ленинграда» 1974
В.Н.Скобеев «Чайки над Камой» 1973
М.И.Самсонов «Утро БАМа»
И.И.Бродский «Ударник Днепростроя» 1932
Е.Е.Лансере «Проходка шахты метро» 1935
В.В.Иванов «Строители тракторного» 1976
Ю.М.Непринцев «Метростроевцы - проходчики» 1959
Р.Н.Баранов «С высоты портового крана» 1974
П.И.Котов «Портрет Е.К.Михеевой» 1947
А.Р.Паркосадзе «На строительстве БАМа»
Если брезжит зорька ясная, Значит, будет день хорош, В куртке старой и промасленной На работу ты идешь.
И в такое утро ранее Шаг твой громкий будит всех. Нет на свете выше звания, Чем Рабочий Человек!
Корабли плвут под звездами, Гордо высятся мосты: Это все не богом создано, Это сделал только ты!
Ты построил эти здания, Ты направил русла рек, Нет на свете выше звания, Чем Рабочий Человек!
Ты, любя родную сторону, Так решил на свете жить, Чтоб людское счастье поровну На планете разделить! Никакие испытания Не сломят тебя вовек, Нет на свете выше звания, Чем Рабочий Человек!
Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо "Окон ТАСС", как не пройдут мимо "Окон РОСТА" при изучении Октябрьской революции.
М. И. Калинин
22 июня 1941 года, узнав о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну, московские художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. А те, кто был старше, вспомнили знаменитые "Окна РОСТА" (Российского телеграфного агентства), которые средствами лаконичного рисунка и выразительных подписей мобилизовывали советских людей на борьбу с белогвардейцами и интервентами, несли в широкие массы слово Коммунистической партии, вели агитацию и пропаганду. "Окна РОСТА" (такое название они получили потому, что первоначально вывешивались в окнах магазинов и учреждений на людных улицах и площадях) исполнялись от руки и тиражировались с помощью трафаретов. Поэтому они могли быстро откликаться на важнейшие события дня, не дожидаясь сложного перевода в полиграфическую форму.
В "Окнах РОСТА" вместе с их родоначальниками М. Черемных и В. Маяковским работал молодой тогда художник Н. Денисовский. Ему в самом начало войны пришла мысль обратиться в Телеграфное агентство Советского Союза с предложением выпускать злободневные "Окна ТАСС". Он позвонил знакомым художникам, нашел горячую поддержку одного из самых авторитетных мастеров - П. Соколова-Скаля. Вместе они обошли мастерские товарищей, всюду их начинание получало одобрение. Руководство ТАСС также поддержало инициативу художников. К ним присоединились литераторы-публицисты. И на московских улицах вскоре появились "Окна ТАСС".
26 июня 1941 года М. Черемных выполнил первое "Окно" - острый, динамичный рисунок с запоминающейся подписью: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут!.." И после этого ни на час в мастерской "Окон ТАСС" не прекращалась напряженная и целеустремленная работа. Художники и поэты дежурили, разбившись на группы, трудились круглосуточно в три смены. Каждая важная весть с фронта, каждый приказ главнокомандующего находили отклик в очередном "Окне". Плакаты исполнялись обычно в течение дня и с помощью трафаретов тиражировались в тысяче экземпляров, расходясь по улицам Москвы и других городов.
В стихотворении С. Маршака, посвященном выпуску пятисотого "Окна ТАСС", есть такие строки:
Под этим окном не поют серенады, На этом окне резеда не цвела. За этим окном разрывались снаряды, И армия наша на подвиги шла.
"Окна ТАСС" разоблачали коварные замыслы фашистских агрессоров и воспевали подвиг народа, вставшего на защиту социалистического Отечества. Они раскрывали смысл событий, происходивших в мире, и развеивали миф о непобедимости немецких армий. Сообщали о наших победах на фронте, поднимали настроение и трудовой энтузиазм в тылу. Красноармейцы и партизаны, рабочие и колхозники считали "Окна" боевыми товарищами в строю и на трудовом фронте, надежными агитаторами и умелыми организаторами патриотических починов.
В годы войны эти плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становясь народной молвой. Каждого нового выпуска ожидали с нетерпением и волнением, как важного сообщения с передовой. Без "Окон ТАСС" невозможно себе представить военную столицу, боевой ритм ее жизни, организующую роль Москвы в достижении Великой Победы.
Авторы плакатов творчески переосмысливали традиции "Окон РОСТА", думали о том, как сделать свои произведения жизненными и действенными в новых условиях. В сатирических листах "Окон РОСТА" с успехом развивал демократические традиции лубка и раешника Владимир Маяковский, предельно конкретизируя тему, органически связывая меткость графического решения с лаконичной строфой агитстиха. Рисунки поэта были динамичны и выразительны.
М. Черемных строил свои плакаты на одной-двух деталях, красноречиво характеризовавших сатирический персонаж. И. Малютину была свойственна гротескность образа и вместе с тем декоративность, связанная с традиционной нарядностью лубка.
Коллектив работал дружно, самозабвенно. В случае необходимости трафаретчиками и печатниками становились прославленные авторы картин, известные портретисты, мастера пейзажа. Злободневные и яркие плакаты вывешивались в витринах магазинов, на стенах жилых домов, в военкоматах и вокзалах, везде, где их могли видеть жители столицы и воины, отправлявшиеся на фронт. Кадры кинохроники и фотографии той поры запечатлели "Окна ТАСС", и всегда возле них многолюдно и оживленно.
Весть об очередном выпуске мгновенно облетала город.
Осенью 1941 года фронт вплотную приблизился к Москве. Вместе с жителями города коллектив мастерской мужественно переносил бомбежки, холод и голод, но не прекращал своей столь необходимой деятельности. К празднику Великого Октября на улицах столицы появились экспрессивные листы с призывными надписями, напоминающими слог военных приказов: "На защиту родной Москвы!", "Москву не отдадим!", "Отстоим Москву!", "Ребята, не Москва ль за нами!" Эти плакаты видели и запомнили участники легендарного парада 7 ноября 1941 года, уходившие с Красной площади прямо на передовые позиции. Бойцов воодушевляли призыв партии, вера народа в победу, рисунок художника и слово поэта.
Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Так и случилось. В майские дни 1945 года на стендах появилось изображение Красной площади в день Победы, заполненной ликующим народом. Плакат выполнил художник М. Соловьев, а поэт В. Лебедев-Кумач сопроводил его выразительными стихами, звучавшими как радостная песня:
Победа! И звезды по-новому светят! Победа! И солнце светлее горит! Весенний, победный, стремительный ветер Летит над Отчизной и дух веселит.
Но тогда, суровой осенью 1941 года, до этого радостного дня было еще далеко. И коллектив "Окон ТАСС" активно участвовал во всенародной борьбе с ордами захватчиков, славя героев и призывая брать с них пример. Специальные выпуски были посвящены подвигу Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру фашистского дота, героической смерти капитана Гастелло, направившего горящий самолет на скопление вражеской техники, подвигам других замечательных патриотов.
Всего было выпущено около полутора тысяч "Окон ТАСС". И это только в Москве. Движение художников и литераторов столицы подхватили в Ленинграде (выпуски "Боевого карандаша") и Куйбышеве, Свердловске и Иркутске... Где только не было своих "Окон" наряду с повторением московских! Наиболее яркие из них - "Окна УзТАГ", выходившие в Ташкенте. Они посвящались формированию узбекской дивизии, мобилизации тыла, усилению работы на заводах и колхозных полях, заботе об эвакуированных, приему сирот на воспитание.
В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие "Окна ТАСС" доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на переднем крае, вызывая чувство гордости у советских бойцов, заставляя фашистов злобно стрелять по плакатам из орудий.
В создании плакатов участвовали многие талантливые художники и литераторы: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Демьян Бедный, В. Лебедев-Кумач, Н. Асеев, М. Исаковский, К. Симонов, С. Щипачев, А. Прокофьев... Деятельность коллектива получила высокую общественную оценку. В 1942 году труд девяти авторов "Окон ТАСС" - С. Маршака, Кукрыниксов (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), П. Соколова-Скаля, Г. Савицкого, Н. Радлова, П. Шухмина, М. Черемных - был отмечен Государственной премией СССР. Работников "Окон ТАСС" 19 декабря 1942 года принял М. И. Калинин, который наметил задачи, стоящие перед мастерами советской изобразительной публицистики, подчеркнул мобилизующую роль плакатного искусства в укреплении боевого духа народа.
Художественные особенности "Окон ТАСС" многогранны и разнообразны. Самые первые выпуски продолжали традиции и развивали композиционные приемы "Окон РОСТА". Плакат состоял из четырех-пяти изображений, которые вместе с подписями обстоятельно раскрывали тему произведения. Таково, например, "Окно ТАСС" № 5 "Чего Гитлер хочет, и что он получит", выполненное М. Черемных в манере, характерной и для его индивидуального сатирического творчества, и для всего плакатного искусства начала 20-х годов.
От выпуска к выпуску стиль изменялся. Каждый художник, приходивший в творческий коллектив плакатистов, вносил в этот стиль новые черты. "Окна ТАСС" художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их объединяет общая политическая направленность и нравственная основа. Сближались плакаты и по внешнему облику, по главному композиционному принципу. Чаще всего изображение составлял один крупный рисунок, построенный на сопоставлении двух-трех деталей, или два-три рисунка, разрабатывающие одну тему в ее временном развитии.
Этот прием широко использовался в плакатах, где текст напоминал частушки. Например, в листе № 613, созданном художником П. Саркисяном и поэтом В. Лебедевым-Кумачом:
Немец к Волге шел напиться - По зубам огрели фрица, Наутек пришлось пуститься,- Ноет бок, болит спина. Видно, волжская водица Для фашиста не годится, Холодна она для фрица, Солона!
Другие выпуски более близки по форме к агитационному панно. Плакат № 1019 М. Соловьева назван "Слава защитникам Москвы". На нем дано крупным планом изображение столичного рабочего, вступившего в народное ополчение, а также изображены фигуры идущих по улице красноармейцев и медаль "За оборону Москвы". Панно напоминает и плакат № 444 П. Соколова-Скаля "России двинулись сыны", где величавый памятник Пушкину как бы напутствует своим гордым обликом воинов, направляющихся на фронт. Здесь же приведены стихотворные строки Пушкина "Страшись, о рать иноплеменных!".
В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к беспощадной борьбе с врагом. Были выпущены листы, запечатлевшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса.
"Окна ТАСС" стали гордостью советского изобразительного искусства. Их традиции продолжаются в творчестве советских плакатистов наших дней, в частности в деятельности коллектива "Агитплакат". Красочные, выразительные плакаты, выпускаемые этим крупнейшим творческим объединением, так же, как и доблестные "Окна" военных лет, занимают сегодня видное место на улицах и площадях наших городов, утверждая коммунистическое созидание, мирную политику Советского государства.
Орленок (из серии «Песни гражданской войны») Художник А. Смирнов.
Орленок
Музыка: В. Белый Слова: Я. Шведов
Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца И степи с высот огляди! Навеки умолкли весёлые хлопцы, В живых я остался один.
Орлёнок, орлёнок, блесни опереньем, Собою затми белый свет. Не хочется думать о смерти, поверь мне, В шестнадцать мальчишеских лет.
Орлёнок, орлёнок, гремучей гранатой От сопки врагов отмело. Меня называли орлёнком в отряде, Враги называли орлом.
Орлёнок, орлёнок, мой верный товарищ, Ты видишь, что я уцелел. Лети на станицу, родимой расскажешь, Как сына вели на расстрел.
Орлёнок, орлёнок, товарищ крылатый, Ковыльные степи в огне. На помощь спешат комсомольцы-орлята - И жизнь возвратится ко мне.
Орлёнок, орлёнок, идут эшелоны, Победа борьбой решена. У власти орлиной орлят миллионы, И нами гордится страна.
☆ ☆ ☆
Тачанка
Музыка: К. Листов Слова: М. Рудерман
Тачанка (из серии «Песни гражданской нойны») Художник А. Гордеев.
Ты лети с дороги, птица, Зверь, с дороги уходи! Видишь, облако клубится, Кони мчатся впереди! И с налета, с поворота, По цепи врагов густой Застрочит из пулемета Пулеметчик молодой.
Припев: Эх, тачанка-ростовчанка, Наша гордость и краса, Конармейская тачанка, Все четыре колеса!
Эх, за Волгой и за Доном Мчался степью золотой Загорелый, запыленный Пулеметчик молодой. И неслась неудержимо С гривой рыжего коня Грива ветра, грива дыма, Грива бури и огня.
Припев:
Эх, тачанка-киевлянка, Наша гордость и краса, Комсомольская тачанка, Все четыре колеса!
По земле грохочут танки, Самолеты петли вьют, О буденновской тачанке В небе летчики поют. И врагу поныне снится Дождь свинцовый и густой Боевая колесница, Пулеметчик молодой.
Припев:
Эх, тачанка-полтавчанка, Наша гордость и краса, Пулеметная тачанка, Все четыре колеса!
☆ ☆ ☆
Мы дети тех, кто выступал
Слова народные
Наш паровоз, вперед лети (из серии «Песни гражданской войны ») Художник А. Песков
Мы дети тех, кто выступал На бой с Центральной Радой,* Кто паровоз свой оставлял, Идя на баррикады.
Припев:
Наш паровоз, вперед лети. В Коммуне остановка. Другого нет у нас пути— В руках у нас винтовка.
Среди нас много есть ребят, Что шли с отцами вместе, Кто подавал патрон, снаряд, Горя единой местью.
Припев.
Мы в недрах наших мастерских Куем, строгаем, рубим, Не покладая рук своих, Мы труд тяжелый*** любим.
Припев.
Наш паровоз мы пустим в ход, Такой, какой нам нужно. И пусть создастся только фронт— Пойдем врагов бить дружно.
Припев:
Наш паровоз, вперед лети! В Коммуне остановка. Другого нет у нас пути— В руках у нас винтовка.
______________________ * В поздней редакции - "на белые отряды" ** В более поздней редакции: "Средь нас есть дети, сыновья, Что шли с отцами вместе, Врагам пошлём мы свой снаряд"... *** В более поздней редакции - "фабричный"
☆ ☆ ☆
Шёл отряд по берегу
Текст М. Голодного
Песня о Щорсе (из серии «Песни гражданской войны») Художник В. Смирнов.
Шел отряд по берегу, Шел издалека. Эх, шел под красным знаменем Командир полка. Эх, шел под красным знаменем Командир полка.
Голова обвязана. Кровь на рукаве. Эх, след кровавый стелется По сырой траве, Эх, след кровавый стелется По сырой траве.
С гетманом Петлюрою Мы дрались не раз, И немцы с гайдамаками Окружали нас. И немцы с гайдамаками Окружали нас.
«Хлопцы, чьи вы будете? Кто вас в бой ведет? Кто под красным знаменем Раненый идет? Кто под красным знаменем Раненый идет?»
«Мы — сыны батрацкие, Мы — за новый мир. Эх, Щорс идет под знаменем — Красный командир. Эх, Щорс идет под знаменем — Красный командир!»
Блеснули штыки, мы все грянули «ура» И, бросив окопы, бежали юнкера.
Гулял по Уралу Чапаев-герой, Он соколом рвался с полками на бой (все куплеты - по 2 раза)
☆ ☆ ☆
Дан приказ ему — на запад…
Текст М. Исаковского
Уходили комсомольцы на гражданскую войну (из серии «Песни гражданской войны») Художник А. Смирнов.
Дан приказ: ему — на запад, Ей — в другую сторону... Уходили комсомольцы На гражданскую войну. Уходили, расставались, Покидая тихий край. «Ты мне что-нибудь, родная, На прощанье пожелай». И родная отвечала: «Я желаю всей душой,— Если смерти — то мгновенной, Если раны — небольшой. А всего сильней желаю Я тебе, товарищ мой, Чтоб со скорою победой Возвратился ты домой». Он пожал .подруге руку, Глянул в девичье лицо: «А еще тебя прошу я — Напиши мне письмецо». «Но куда же напишу я? Как я твой узнаю путь?» — «Все равно,— сказал он тихо, Напиши... куда-нибудь!» Дан приказ: ему — на запад, Ей — в другую сторону... Уходили комсомольцы На гражданскую войну.
☆ ☆ ☆
Каховка
Текст М. Светлова
Каховка (из серии «Песни гражданской войны») Художник А. Кочупалов.
Каховка, Каховка, родная винтовка, Горячая пуля, лети! Иркутск и Варшава, Орел и Каховка — Этапы большого пути. Гремела атака, и пули звенели, И ровно строчил пулемет... И девушка наша проходит в шинели, Горящей Каховкой идет... Под солнцем горячим, под ночью слепою Немало пришлось нам пройти. Мы — мирные люди, но наш бронепоезд Стоит на запасном пути.
Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, Как нас обнимала гроза. Тогда нам обоим сквозь дым улыбались Ее голубые глаза. Так вспомним же юность свою боевую, Так выпьем за наши дела, За нашу страну, за Каховку родную, Где девушка наша жила!.. Под солнцем горячим, под ночью слепою Немало пришлось нам пройти Мы — мирные люди, но наш бронепоезд Стоит на запасном пути.
Сегодня одна из самых значимых дат в истории Ленинграда. 18 января 1943 года была прорвана Блокада. В честь этого события предлагаю вашему вниманию подборку ленинградских плакатов, вышедших в 1941-1943 годах.