Пролетарии всех стран соединяйтесь!

     


Приветствую Вас Гость
RSS
Четверг, 26.12.2024, 14:49

Осторожно, мошенники на "Бирюч коммунистов", фэйк "Анастасия"___________________________________________________ Заявление администрации сайта.
Главная | Образование в СССР - Страница 3 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Образование в СССР
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 04:51 | Сообщение # 31
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

ЗА ЗДОРОВУЮ СМЕНУ


Мы проводим всеобщее обязательное обучение. Благодаря этому удельный вес школы чрезвычайно возрастает. От того, какая у нас школа, зависит, какое поколение мы растим. До революции о здоровье детей трудящихся очень мало заботились. Школа большей частью была в отвратительном, антисанитарном состоянии. Недоедание, нищета, плохое состояние жилищ порождали социальные болезни в рабочей среде, затрагивавшие прежде всего детей рабочих. Как правило, дети рабочих и бедноты были хилы и физически слабо развиты. То же самое мы наблюдаем и сейчас в капиталистических странах. Исключительная по размерам безработица и голод не могут не отразиться прежде всего на миллионах детей безработных. И действительно, санитарные обследования школьников за границей дают самые безотрадные данные о здоровье детей трудящихся.

Мы уже имеем значительные достижения по линии улучшения санитарного быта и здоровья детей. Об этом красноречиво говорит тот неоспоримый факт, что у нас смертность детей снизилась в два с половиной раза по сравнению с довоенным временем. Никогда о детях так не заботились, как при Советской власти. Да это и понятно: наша задача — вырастить детей вполне здоровых, крепких, сильных. Хилое поколение, поколение больное мало на что будет годно.

 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 05:02 | Сообщение # 32
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

ВЫРАБОТАТЬ У РЕБЯТ КОММУНИСТИЧЕСКУЮ МОРАЛЬ


(РЕЧЬ НА ПЛЕНУМЕ ЦБ ДКО)

Товарищи, цифры роста пионердвижения вы лучше меня знаете. Везде и всюду мелькают пионеры, и чувствуется, что растет численность пионеров. В борьбе, которая идет за политехнизацию школы, за овладение техникой, пионерорганизация принимает огромное участие. Мне пришлось лишь мельком, мимоходом слышать пионерские выступления, но и они уже наглядно показывают, как ребята думают, как они вглядываются в окружающую жизнь и впитывают в себя то положительное, что есть в окружающей жизни. Весь громадный культурный рост, который происходит в стране, поднятие сознательного отношения к труду, ударничество, соцсоревнование — все это не может не заразить ребят вообще и в частности пионеров. Рост сознательности пионеров приходится постоянно наблюдать.

НАМ… НАМ…

Но я думаю, что о достижениях пионерорганизации вы сами знаете. Я хочу по привычке развести воркотню, и вот по поводу чего я хотела бы поворчать. Была я в одном из комвузов на торжественном заседании. На этом совещании ко мне подошли пионеры и начали жаловаться, что то у них плохо, и другое плохо, и дворник во дворе их утесняет, и комнату отдали дошкольникам, а у них нет клуба, и т. д. Одним словом, «нам, нам» — даже неприятно было слушать.

Конечно, это не значит, что все пионеры такие. На днях я выступала у дошкольниц, а затем вышла во двор. Во дворе находилась группа пионеров. Стали они меня звать на линейку посмотреть, как они готовятся к отъезду в лагерь. Я им и говорю: «Вот у нас сейчас дошкольный съезд происходит. Как вы относитесь к дошколятам?» Я им рассказала о разговоре с пионерами комвуза — там пионеры говорили: «Зачем комнату отдали дошколятам, ее бы нам под клуб». Ребята примолкли, посмотрели на меня с удивлением, а потом один парнишка говорит: «Этого у нас нет и не будет». Вот это очень хорошо, что нет и не будет, но бороться с этим все-таки всячески надо.

 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 05:08 | Сообщение # 33
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

РЕЧЬ НА IX ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ ВЛКСМ


Позвольте, товарищи, передать IX съезду Ленинского комсомола мой горячий, товарищеский привет.

Владимир Ильич не раз говорил о том, что главной основой роста сознательности рабочего класса является крупная промышленность. Поэтому он все время и особенно в последнее время так подчеркивал всю важность строительства крупной промышленности, крупной индустрии.

И вот сейчас, товарищи, мы видим, как по мере своего укрепления крупная промышленность захватывает новые и новые области, как вместе с тем растет и крепнет рабочий класс, каким сплоченным, выдержанным делается он. Если вы сравните рабочий класс времен хозяйственной разрухи с рабочим классом теперешним, когда идет такой размах социалистического соревнования, когда крепнет с каждым днем сознательное отношение к труду, вы увидите, товарищи, какая громадная разница, какой крупный шаг вперед сделан.

Конечно, развитие крупной промышленности влияет в еще большей мере на комсомол. Мне приходилось наблюдать в годы разрухи те настроения, которые были тогда в комсомоле. Приходилось наблюдать часто среди комсомольцев апатию, иногда даже бюрократические настроения. Но мы видим теперь, когда крепнет промышленность, как подымается комсомол, как меняется его лицо. Теперешний комсомол принимает участие в социалистическом строительстве с громадным энтузиазмом.

Мне вспоминаются слова одной работницы, которая говорила: «Мы строим социализм с высокоторжественным аппетитом». И вот, товарищи, сейчас комсомол тоже принимает участие в строительстве социализма, строит социализм с «высокоторжественным аппетитом». Это видно во всем.

Конечно, о том, что делает комсомол, слышишь не только от комсомола, а когда приходят колхозники, когда приходят рабочие, то обыкновенно спрашиваешь: а как у вас комсомол? И ждешь, что скажут. И вот сейчас приходится слышать о комсомоле много хорошего. «Да, комсомол помог нам справиться, помог убрать хлеб; да, комсомол у нас на заводе по соцсоревнованию идет впереди, вывозит завод».

 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 05:13 | Сообщение # 34
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

О ПИОНЕРДВИЖЕНИИ НА ДАННОМ ЭТАПЕ


Те громадные успехи, которые за последнее время мы видим в нашей стране, широкое развитие коллективизации в корне меняют соотношение между семейным и общественным воспитанием. Идет широкое вовлечение женщин в производство в городе. В деревне коллективизация вырывает крестьян из прежней оторванности от общественной жизни, из прежней семейной замкнутости. Совершенно меняется лицо семьи. Семья перестает быть производственной единицей. Развитие общественных столовок, прачечных, пошивочных и т. д. будет все более и более раскрепощать женщину. Развитие колхозного движения, связанное с развитием хлебопекарен, общественного питания и пр., развязывает женщине руки. Все это ведет к изменению лица семьи. Раньше власть родителей, власть главы семьи была безгранична. Хотели родители — пускали в школу, хотели — не пускали, хотели посылать в церковь — посылали, хотели — заставляли работать детей сверх меры, хотели — били и т. д. и т. п. Дети своей воли не имели, во всем обязаны были слушаться родителей. Теперь родители все больше и больше охватываются общественной работой, отсутствуют, работают вне дома. Меняется старый семейный уклад, старый быт. Семейное воспитание отмирает все больше и больше. Этот процесс, несомненно, широко растет, но пока что он выражается — поскольку еще не охвачена вся детвора школой, деторганизацией, общественным вниманием — в росте безнадзорности, в загрузке ребят домашними работами и т. п. Но тем ярче выступает на первый план необходимость широчайшего развития общественного воспитания в форме развития дошкольного общественного воспитания, школьного воспитания, развития пионерского движения, разных внешкольных учреждений по обслуживанию детей. Развитие этих форм должно принимать все более массовый характер. Необходимо, чтобы сами ребята как можно шире втягивались в борьбу за новый быт, в борьбу за поголовное общественное воспитание своего поколения. Ослабление роли семейного воспитания создает широкие возможности в деле поголовного перевоспитания всей детворы. Раньше семейное воспитание способствовало воспитанию по образу и подобию родителей. Был купец, — он старался с детства приучать ребят к занятию торговлей, к тому, что не обманешь — не продашь. Раньше был поп, так дети его воспитывались в религиозном духе, строго соблюдали все обряды. Ослабление семейного влияния — одно из условий выварки всего молодого поколения в котле коммунистической общественности.

Необходимо конкретизировать борьбу ребят за общественное воспитание. Возьмем всеобуч.

 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 05:15 | Сообщение # 35
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

ОХВАТИТЬ ВСЕХ ДЕТЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОКТЯБРЯТ


Если мы станем просматривать старые педагогические книжки, мы найдем там очень много разговоров о семейном воспитании. В индивидуальном крестьянском хозяйстве, у кустаря, у ремесленника воспитание было трудовое. Но это был труд отсталого типа, труд замкнутый, мало развивающий, отрывающий от общественности.

Влияние отца, старшего брата в. воспитательном отношении было решающим. Кругозор ребенка был замкнут, мораль типично мелкособственническая. Ребенок не получал никаких иных впечатлений, которые противостояли бы влиянию семьи. Семья пропитывала ребенка насквозь своим духом. У торговца, мелкого служащего, даже рабочего деятельность отца протекала вне поля зрения ребенка, но индивидуальное домашнее хозяйство зато прикрепляло очень основательно к дому мать, вообще женскую часть семьи. Здесь обычно преобладала мелкособственническая психология, она довлела и над ребенком.

 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 05:18 | Сообщение # 36
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

НАША БЛИЖАЙШАЯ СМЕНА


Подростки — это наша ближайшая смена, наше ближайшее будущее. На их воспитание, на их образование должны мы обращать особое внимание. В первую голову надо, чтобы они были вооружены знаниями, умением работать.

Что представляет собой возраст 12–17 лет, возраст подростка? Это — возраст нарастающей энергии, самоутверждающейся личности. Это уже не «мягкий воск», из которого можно лепить что хочешь. Подростки — народ очень трудный, очень впечатлительный, возбудимый, не владеющий еще собой, но в то же время это возраст, когда ребята вглядываются в жизнь особенно внимательными глазами, когда они активно реагируют на окружающее.

Подросткам обычно тесно становится в семье, в школе. У родителей больше всего ссор с подростками. Подростки делают все по-своему, имеют свое мнение, грубят, «отбиваются от рук». В этом возрасте больше всего уходят из дому. К школе подросток предъявляет особо повышенные требования, критикует школьные порядки, часто бросает учиться, уходит из школы.

Это — возраст, который дает в нашей стране 3 миллиона пионеров, но в то же время дает многочисленные кадры беспризорных, кадры хулиганствующих.

 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 05:23 | Сообщение # 37
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

ПЕРВОЕ МАЯ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК РАБОЧИХ ВСЕХ СТРАН


Мало кто теперь не знает о дне Первого мая. При царской власти маевки преследовались, рабочие демонстрации разгонялись, рабочие бастовали, их сажали в тюрьмы. Вместе со взрослыми праздновали и подростки, и они участвовали в борьбе. Теперь ребята принимают также участие в праздновании Первого мая, их катают на автомобилях, везде пропускают вперед, они любуются красными флагами, демонстрирующей толпой. Им кажется, что праздник Первое мая — праздник весны, они не знают, что это праздник борьбы. Надо, чтобы рабочие и работницы рассказали им, как раньше проходило Первое мая. Надо спеть ребятам те песни, что пелись раньше Первого мая, о том, как

Полицейские до пота
Мы плюем на это дело.
Правят подлую работу,
Май отпразднуем мы смело.
Нас хотят изловить,
Вместе разом:
За решетку посадить.
Гоп-га.

Ребята спросят, почему запрещали маевку цари и капиталисты?

И вот надо ребятам рассказать, что в объединении сила, рассказать, что в организации сила, что только организовавшись рабочие победили. Надо рассказать им, как запрещали рабочим организовываться и как они все же организовались. Организовались и победили. Недаром боялись организации рабочих капиталисты и царь.

После этого понятнее будет ребятам, почему Первого мая идут демонстрации рабочих во всем мире и почему эти демонстрации кончаются кровавыми столкновениями с полицией. Детям интересно будет потом узнать из газет, как, где проходил праздник Первого мая.

Целый рой вопросов возникает у ребят. Почему рабочие всех стран заодно? Почему капиталисты все заодно? Какая власть лучше: власть рабочих или власть капиталистов? Мы часто забываем, что нам надо помогать ребятам понимать, что делается кругом.

Ну что же, разве это- дело родителей, скажут другие. В школе это расскажет детям учитель, в отряде расскажет вожатый. Конечно, расскажут. Но совсем другое, если ребенок услышит рассказ из уст участника прежних маевок. Прошлое оживает для них.

Надо заранее подготовить ребят к празднику. Пусть ребята подумают, как они примут участие в празднике по-серьезному: подготовятся рассказать о Мае, о международной солидарности рабочих всех стран тем ребятам, которые об этом не знают. Пусть пишут о Мае своим знакомым деревенским ребятам, в деревенские школы. Пусть разыщут во дворе, на улице ребят других национальностей, поговорят с ними, условятся вместе праздновать Май; пусть напишут ребятам других национальностей — татарчатам, чувашам, марийцам, немцам, латышам, полякам, — в разные концы нашей Советской страны, а если это можно будет устроить, то и ребятам других стран.

Пусть слова «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» станут для них живыми, близкими, понятными.

1930 г.
 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 05:25 | Сообщение # 38
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

ЗАВЕТ ИЛЬИЧА — БОЕВОЕ ЗНАМЯ КОМСОМОЛА


(ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СОБРАНИИ МОСКОВСКОГО АКТИВА КОМСОМОЛА)

Исполнилось 10 лет с того времени, как Владимир Ильич сказал свою речь на III съезде комсомола. Эти 10 лет были годами борьбы. За эти 10 лет мы продвинулись значительно вперед во всех областях работы и в смысле организационном и в смысле поднятия всего движения на высшую ступень. Многое из того, что тогда было еще установкой, перспективой, сейчас проводится в жизнь и выступает поэтому гораздо ярче, злободневнее.

Когда Владимир Ильич говорил эту речь, делегаты комсомольского съезда слушали его с громадным напряжением, с громадным вниманием, но для комсомольской массы многое было еще в этой речи ясно не до конца. В настоящее время жизнь так подчеркнула некоторые места этой речи, что теперь она всему комсомолу в целом, чрезвычайно выросшему за эти годы, становится гораздо ближе и понятнее.

Многие места речи Ленина толковались часто неверно. Владимир Ильич говорил о том, что молодежи надо учиться. Иногда эти слова выхватывали из общей связи и превращали в шаблонное поучение. Иные педагоги говорили: «Это не ваше дело, вам Ленин говорил, что вам надо еще учиться». С другой стороны, те, которые стремились попасть в вузы, «выйти в люди», устроиться, по настроению далеки были от комсомольской установки, от партийной установки, те, которые отлынивали от общественной работы, говорили: «Ленин ведь нам завещал учиться, учиться и учиться».

Конечно в другом смысле говорил Владимир Ильич. Он говорил об учебе не в том смысле, что надо «продвинуться по лестнице», куда-то выше, а говорил об учебе, которая необходима для того, чтобы научиться строить социализм. И вот сейчас, когда мы слышим о вредительстве, которое так широко пустило корни, молодежь понимает гораздо лучше все значение того, что сказал Владимир Ильич о необходимости учиться. Молодежи необходимо так много знаний, чтобы стало невозможно никакое вредительство.

 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 05:34 | Сообщение # 39
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

ПИОНЕРАМ О БИБЛИОТЕКЕ


О КНИГАХ

Многие пионеры (к сожалению, не все) любят читать. Они знают, как много интересного можно узнать из книг. Можно узнать из книг о том, что делается на всем земном шаре, на дне морском, что делается в жарких странах и в странах, где лежит вечный лед; можно узнать о жизни растений и животных, о том, как борется человек с природой, как все больше покоряет ее себе. Можно узнать из книг о труде человека на Земле, о всем прошлом и настоящем человечества, о том, как менялась жизнь людей, как организовывалась эта жизнь. Можно узнать, как боролись люди за лучшую жизнь, узнать про горе и радости человека, про думы и дела отдельных людей. Трудно перечислить все то, что можно узнать из книг.

Книги помогают лучше работать, лучше понимать окружающую жизнь, лучше организовываться, лучше налаживать всю жизнь. Книги дают знания, а знания — большая сила.

Вот почему царская власть, защищавшая интересы помещиков и капиталистов, старалась держать рабочих и крестьян в темноте, старалась заградить им доступ к книге, к знанию. Спокойнее было, когда народ оставался безграмотным. Тем же из рабочих и крестьян, которые выучивались читать, царские чиновники старались подсунуть такие книжки, которые засоряли бы им головы всяким мусором, а полезные книги, которые открывали бы им глаза на их положение, запрещали. Студенты духовной академии — так назывался вуз, готовивший попов для высших духовных должностей, — распространяли разные изуверские книги вроде «Хождения богородицы по мукам» или описания жизни разных святых и т. п. Такие же книжки, как Некрасова, как Дарвина, как Чернышевского, старались разными способами не допускать в народные библиотеки. Книжки же о рабочем движении, о том, как бороться с капиталистами, с царским правительством, книги против религии строго запрещалось печатать. Такие книжки приходилось печатать тайком, в тайных типографиях. Если про такую типографию узнавала полиция, типографию и работавших в ней людей арестовывали. Людей держали в тюрьме, посылали потом в ссылку. Печатавшиеся в тайных типографиях книжки назывались «нелегальными». Вот теперь книжки, написанные Лениным, печатаются в сотнях, тысячах экземпляров, а тогда такие книжки Ленина, как, например, «К деревенской бедноте» или «Что делать?», могли печататься и распространяться только тайно.

Пионерам надо много читать потому, что им надо много знать.

Пионерам надо заботиться о том, чтобы рабочие, батраки, бедняки получили возможность читать, чтобы те знания , которые были им недоступны раньше , они могли теперь получить через книги .

Пионер, читай и помогай другим доставать книги для чтения!


 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 05:37 | Сообщение # 40
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА И ПИОНЕРЫ


В 1918 г. на I Всероссийском съезде по народному образованию Владимир Ильич говорил: «Русская же школа отныне освобождается от этой опеки буржуазии и вместе со своим освобожденным от цепей рабства народом вступает в новую жизнь на началах социализма, братства и равенства». В конце этой своей речи Ильич сказал: «Необходимо приложить все силы, энергию и знания, чтобы возможно скорее возвести здание нашей будущей трудовой школы, которая лишь одна сумеет оградить нас в будущем от всяких мировых столкновений и боен, подобно той, что продолжается уже пятый год».

Из вышеприведенных слов Владимира Ильича видно, какое исключительное значение придавал он построению трудовой школы, освобожденной от влияния буржуазии; он видел в ней орудие перевоспитания всего человечества, орудие воспитания поколения, проникнутого началами братства, равенства и социализма.

Если мы посмотрим на путь нашей единой трудовой школы за те одиннадцать лет, которые протекли со времени этой речи, мы увидим, что путь этот был не из легких. В 1918 г. очень неясны были еще контуры этой трудовой школы; ясно было только то, что новая школа не должна ни в чем походить на старую. Семь лет спустя у нас было уже ясное представление о том, какой эта новая единая трудовая школа должна быть и в отношении учебы, и в отношении трудового воспитания, и в отношении коммунистического воспитания. Но надо сказать, что осуществлять эту школу было чрезвычайно трудно благодаря отсутствию материальных средств, трудностям подготовки и переподготовки учительских кадров, благодаря тому что общественное внимание было сосредоточено на других вопросах — вопросах гражданской войны и хозяйственного строительства, а также и в силу того, что социалистическое строительство у нас вынуждено было идти весьма сложными путями.

 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 05:42 | Сообщение # 41
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

ЗА РЕОРГАНИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВА «ДРУГ ДЕТЕЙ»


(РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ ПРИ ЦК ВЛКСМ)

РАСТЕТ И УЧИТСЯ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Товарищи, вопросы охраны детей, вопросы воспитания ребят — одни из самых насущных. Уже несколько лет внутри Наркомпроса ставится вопрос о необходимости создать в этом направлении настоящее большое движение. В области хозяйственной — все сознают — нам надо «догнать и перегнать все капиталистические страны», но надо сказать, что и в области культурной мы должны проделать громадную, напряженнейшую работу, чтобы создать действительно такие условия, которые дадут возможность изменить взаимоотношения людей друг к другу. Мы должны позаботиться о том, чтобы наше подрастающее поколение, наша молодежь росла в таких условиях, чтобы действительно из нее вышло поколение, которое сможет продолжать начатое дело и довести его до конца. Сейчас общественное мнение все же порядочно взволновал пионерский слет. Мне приходилось наблюдать, как в Совнаркоме выступали пионеры. Они очень организованно защищали вопрос о том, какая школа должна быть в деревне, какая школа должна быть для крестьянской молодежи. Члены Совнаркома с интересом слушали выступления ребят. Впечатление у присутствующих создалось такое, что у нас молодежь здорово растет и учится, но что это не очень нами замечается. Это было не только в Совнаркоме. По наркомату проходили секции по обсуждению различных вопросов народного образования. Все немножко даже были удивлены той деловитостью, с которой ребята подходили к вопросам. Педагоги радовались и говорили, что новое поколение хорошо растет. Но был актив, конечно, а надо, чтобы поголовно все ребята росли в условиях, в которых можно было бы правильно развиваться. Надо создать эти условия. Но пионеры также говорили и об этом. Мы видим, что ребятам приходится жить зачастую в тяжелых и нездоровых условиях.

ПРИВЛЕЧЕМ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ОБЩЕСТВЕННИКОВ

Надо сказать, что охрана детства, забота о детях у нас порядочно-таки отстает не только от того, что должно быть, но даже от того, что есть в Европе. Если взять Швейцарию, Данию, то мы видим там очень большую заботу о детях. Правда, она связана с большим одурманиванием ребят, воспитанием их в духе религии, в духе слепого послушания и т. д., но надо сказать, что ребята не так заброшены, как часто у нас бывает. Как идти? Надо создать вокруг этого вопроса общественное движение. Мы на опыте культурного похода знаем, что когда берется всерьез общественность за какое-нибудь дело, то это значит, что здесь можно работу продвинуть. Возьмем вопрос ликвидации неграмотности. Пока не удалось широко привлечь общественность к этой работе, это дело шло, как говорится, «не шьет, не порет», а тут все, кто мог, стали работать. Теперь, после того как общественность широко развилась по линии ликвидации неграмотности, — и ассигновки увеличены на это дело, и отделы народного образования стали относиться внимательнее, уже завоеваны определенные позиции. И, конечно, вокруг дела охраны детства, дела воспитания, создания надлежащей обстановки для ребят необходимо точно так же организовать общественность. Если мы посмотрим на то. что у нас есть, мы должны сказать, что еще очень много недочетов. Если мы возьмем законодательство, то в законодательстве у нас есть мало таких постановлений, которые охраняют ребят. Если мы возьмем Наркомтруд, то многие из положений в Наркомтруде недостаточно четко формулированы, так что настоящей защиты труда не получается. В этом отношении интересны высказывания батрачат по этому вопросу. Было предложение запретить труд детей до 16 лет. Тогда кто-то из пионеров-батрачат говорит: «Если запрещать труд, тогда надо высчитать, сколько детских домов нужно открыть для тех ребят, которые сейчас работают батрачатами». Это замечание показывает трезвость мысли пионеров. Они понимают, что нельзя издавать такой закон, который ставил бы в невозможное материальное положение, ставил бы ребят перед невозможностью существования.

 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 05:45 | Сообщение # 42
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

О ДЕТЯХ РЕВОЛЮЦИИ


(РЕЧЬ НА СОБРАНИИ, ПОСВЯЩЕННОМ ЗАКРЫТИЮ ПИОНЕРСКОГО СЛЕТА)

Товарищи! Все революции ставили в порядок дня вопросы народного образования. Мы знаем, с какой остротой ставила этот вопрос Великая французская революция. И каждая революция уделяла внимание этому большому вопросу — как воспитать подрастающее поколение. Но только пролетарская Октябрьская революция поставила во весь рост все проблемы воспитания. Мы наших ребят воспитываем в чрезвычайно сложных условиях. Мы пытались и пытаемся создать школу, которая воспитывала бы из наших ребят людей, которые продолжали бы дело, начатое в Октябре, и довели его до конца. Не только школа воспитывает. Воспитывает также среда. Владимир Ильич говорил, что наша революция не уничтожила старого, а только перевернула, что нужна еще длительная борьба для того, чтобы организовать всю жизнь по-новому. И вот, товарищи, наши дети растут в такой обстановке: они учатся в нашей школе, школа наша связана с жизнью, а ребят, кроме того, окружает очень сложная среда. С одной стороны, они видят, как организуется, как борется пролетариат за социализм, за новые порядки. А с другой стороны, темное старое еще влияет на наших ребят, влияет в отрицательную сторону. Мы знаем, что революция всегда захватывает ребят. Мы знаем, как в революции 1905 года дети рабочих, когда были забастовки рабочих, всегда тут же вертелись. Как часто можно было слышать от какого-нибудь мальчугана: «Я вот влепил директору комок грязи, когда наши бастовали». Так что ребят захватывало революционное настроение, которое было тогда.

Мы знаем, что средняя школа в 1905 г. также принимала участие в забастовках, но это была старая школа, в которой детей рабочих не было, были только дети интеллигенции.

Потом мы знаем, как в 1918 г. рабочая молодежь принимала участие в борьбе взрослых и в гражданской войне. Уже в 1917 г. между двумя революциями — Февральской и Октябрьской — мы видели, как разделилась молодежь. Учащиеся в средних школах были против большевиков, они подходили к дому Кшесинской и выкрикивали те фразы, которым их учила буржуазия, но в то же время мы видим, что дети рабочих начинали также организовываться и шли нога в ногу с борющимися старшими.

 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 05:48 | Сообщение # 43
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

ЛЕНИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПИОНЕРОВ


(ДОКЛАД НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПИОНЕРСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)

ЛЕНИН И ДЕТИ

Прежде всего позвольте горячо приветствовать собравшихся пионеров разных стран.

Товарищи, вы хотите знать, что говорил Ленин о пионерах. Но надо сказать, что у нас пионерское движение стало развиваться тогда, когда Ленин был уже на краю смерти, и поэтому нет никаких специальных обращений его к юным пионерам. Есть его речь, обращенная к комсомолу, которую он произнес в 1920 г. на съезде комсомола. Эта речь переведена на много языков, и многие из вас, вероятно, уже читали ее — во всяком случае, вы можете с ней ознакомиться.

Очень часто в своих речах, обращенных ко взрослым, Ленин говорил о детях. Как он смотрел на них? Он говорил: «Мы научились и быстро учимся бороться — и бороться не в одиночку, как боролись лучшие из отцов… Мы боремся лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят». И вот эту свою надежду на молодое поколение, на то, что дети рабочих, дети трудящихся всех стран сумеют сорганизоваться, сумеют так повести борьбу со старым миром, с миром капитализма, что во всем мире победит социализм, победит дело рабочего класса, — в этом Ленин был глубоко уверен. Часто, когда он говорил с детьми, он полушутя, полусерьезно спрашивал: «Не правда ли, ты вырастешь хорошим коммунистом?» Конечно, это была полушутка, но это было и его глубокое желание, чтобы каждый ребенок вырос сознательным коммунистом и продолжал то дело, за которое мужественно боролись и борются революционеры всех стран.

Товарищи, но важно ведь не только то, что Ленин говорил детям и о детях, — важна вся его жизнь, вся его борьба. Мы знаем, что перед Лениным всегда стояла великая цель. Эта цель — борьба с капитализмом, борьба за социализм. Что бы он ни делал, на каком бы собрании он ни выступал, всегда он думал об одном: какую пользу его выступление или статья принесет делу борьбы рабочего класса за социализм.

 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 06:30 | Сообщение # 44
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

ШКОЛА СТРОИТЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗМА


(РЕЧЬ НА ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ НАРКОМПРОСА СОВМЕСТНО С ДЕЛЕГАТАМИ ПЕРВОГО ВСЕСОЮЗНОГО СЛЕТА ПИОНЕРОВ)

Товарищи, несколько лет тому назад многие из ребят еще думали, что важно только пионерское движение, а школа — дело второстепенное, дело неважное, мы, юные пионеры, юные ленинцы, будем работать сами по себе, а школа — сама по себе. И вот, товарищи, я вам хочу сказать: когда произошла Октябрьская революция и вся наша жизнь перевернулась, то первое время все особенно напряженно, особенно страстно думали о том, что же будет впереди. Сразу после Октябрьской революции все заговорили о том, как должны сорганизовываться рабочие на фабриках и заводах, каким образом должна перестроиться деревня. И тогда уже говорили о том, какой должна быть наша школа. Был созван I съезд по народному образованию. На этом съезде выступал т. Ленин, который говорил о школе. Он говорил, что теперь наша школа освободилась от опеки буржуазии. Что это значит? Товарищи пионеры, которые приехали из других стран, вероятно, расскажут или уже рассказали вам, как у них в буржуазных странах школа находится под влиянием буржуазии, как ребят заставляют читать те книжки, которые воспитывают из них послушных рабов капиталистов. Пионеры Западной Европы и Америки вам подробно расскажут, как часто их бьют и наказывают в школах для того, чтобы они думали только так, как велят им учителя. Учителя же делают только то, что приказывают им капиталисты. Так поставлено дело в школах тех стран, где господствует буржуазия.

Мы из истории знаем, что и в нашей школе дело тоже обстояло таким образом: нас наказывали, нас заставляли служить всякие молебны, молиться за здоровье царей и т. д. Наша старая школа также была целиком в руках помещиков и капиталистов. И вот Ленин говорил, что теперь, после Октябрьской революции, наша школа освободилась от опеки буржуазии и не только школа, но и весь народ стал свободным от буржуазии. Сейчас школа вместе со своим освобожденным от цепей рабства народом пойдет по новому пути, пойдет к социализму и будет строить свою работу на основах равенства и братства. Когда Владимир Ильич кончал свою речь, то он сказал следующее: «Необходимо приложить все силы, энергию и знания, чтобы возможно скорее возвести здание нашей будущей трудовой школы, которая лишь одна сумеет оградить нас в будущем от всяких мировых столкновений и боен, подобно той, что продолжается уже пятый год». Когда Ленин выступал в 1918 г., то еще продолжалась мировая война, еще шла бойня. И вот Ленин говорил о том, что нам надо построить новую трудовую школу, совершенно на иных началах, чем при буржуазии, такую школу, где дети росли бы как коммунисты и сознательно относились ко всему окружающему. Такая школа, говорил он, будет иметь то громадное значение, что она поможет уничтожению всяких войн. Владимир Ильич крепко надеялся на то, что молодое поколение сумеет при помощи новой школы так организоваться, так хорошо понять, что такое социализм и как его надо строить, что молодое поколение, когда оно вырастет, сумеет установить коммунистическое общество. Ленин надеялся, что подрастающее поколение сумеет так сплотиться, установить в своей среде такие товарищеские отношения, что оно станет непобедимым и никакая буржуазия не сумеет его одолеть. Так говорил Владимир Ильич одиннадцать лет тому назад.

 
АнастасияДата: Суббота, 19.05.2012, 06:38 | Сообщение # 45
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2046
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.К. Крупская

ВОСПИТАЕМ ХОРОШИХ ОБЩЕСТВЕННИКОВ


(РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ ДЕЛЕГАТОВ ПЕРВОГО ВСЕСОЮЗНОГО СЛЕТА ПИОНЕРОВ)

ПИОНЕРЫ — ОРГАНИЗАТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ

Нам на нашем совещании нужно будет обсудить вопрос о том, каким образом пионеры должны помогать организации общественной работы школы. Вот давайте сначала поговорим об общественно полезной работе. Чрезвычайно важно прежде всего, чтобы эта работа делалась не по заказу, а добровольно, всеми ребятами. У нас часто бывает так: говорят, что школа провела какую-то общественно полезную работу. Когда посмотришь, как эта работа проводилась, то оказывается, что заведующий школой дал ребятам задание, которое они должны выполнить, а почему, зачем — не рассказал. Вот вы скажите, часто это бывает у вас или не часто? (Голоса. Всегда!) Дают задание сделать то-то и то-то. А важно, чтобы ребята понимали, что надо сделать, чтобы они сами проявляли инициативу. Скажем, видят ребята беспризорных ребятишек, которых оставляют матери дома, уходя в поле. И вот они должны, не дожидаясь приказа учителя, постараться организовать, например, детскую площадку, где бы эти детишки были под надзором. Ребятам следует проявлять всегда инициативу, почин в общественной работе.

Затем важно, чтобы в эту работу было втянуто побольше детей, чтобы все ребята были заинтересованы проводимой работой. Я боюсь, что этого у вас нет, часто общественно полезная работа проводится формально. Обыкновенно завшколой или вожатый говорит ребятам: нам надо сделать такое-то дело, скажем провести то или другое мероприятие. Между тем ребята должны сами внимательно кругом смотреть, что надо делать, и осуществлять те или другие дела. Это одно.

Другое: следует добиться того, чтобы все ребята принимали участие в этом деле. А то бывает так, что работают два-три пионера или школьника, а остальные ничего не делают.

Вот, например, недавно я говорила с ребятами. Мы, заявляют они, делаем Доклады о поднятии урожайности. Сделали столько-то докладов… Я спрашиваю: что же, все ваши ребята доклады читают? Нет, говорят, нас только трое пионеров. Их только трое, а в школе учащихся больше сотни. Они читают доклады, а другие ничего не делают. Я им сказала, что такая работа никуда не годится, необходимо всех ребят вовлечь в это дело. Только в таком случае будет настоящая, организованная работа. Итак, необходимо, чтобы инициатива исходила от ребят, чтобы они добровольно брались за дело, чтобы все ребята вели общественную работу.

ЗА ПЛАНОВОСТЬ, ЗА УЧЕТ, ЗА ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

Необходимо также составлять план работы. Вы, вероятно, уже слыхали о пятилетке. Знаете, что существует в нашей стране такое учреждение — Госплан. Вот этот Госплан и составил на пять лет такой план, по которому будет развиваться все наше хозяйство. Для того чтобы провести в жизнь пятилетний план, необходимо, чтобы каждый сознавал значение этого плана, был бы с ним знаком и, главное, чтобы умел планировать свою собственную работу. Надо, чтобы пионерские организации учились планировать работу. А то бывает так: работа начинается, сделали то, другое, третье, затем не закончили ее, перешли на другую, случайно захватили третью работу и т. д. Так бывает не только с ребятами, но и со взрослыми. Вот раньше у нас устраивались субботники, но нередко бывало так: идут, поют, а когда приходится приниматься за дело, например снег чистить (тогда были большие снежные заносы, из-за чего поезда не могли подвозить хлеб), то оказывалось, что нет лопат, нет других необходимых принадлежностей. Или, например, идут разгружать дрова: берется девушка за такое дело, с которым с трудом сможет справиться сильный мужчина, и вот выбивается она из сил и еле дышит, или какой-нибудь из стариков возьмется таскать бревна и тоже остается без сил. Толку от такого дела очень мало, плановости здесь никакой, никакой целесообразности нет в работе. Но мы все-таки научились понемногу работать организованно, и по плану. Если сейчас, например, комсомол проводит субботники, то делает это он по определенному плану, знает наперед, сколько человек будет работать, что будет делать каждый и т. д., и сейчас субботники проходят гораздо лучше.

ПОМОГАЙТЕ ОТСТАЮЩИМ РЕБЯТАМ

И вот вам, пионерам, следовало бы поупражняться в этой области и начать хотя бы с того, чтобы составлять план работы, хотя бы сначала на пять часов. Звено должно всю работу на пять часов наметить, распределить и просмотреть, как это выходит. Вы тут сразу заметите, что не умеете составлять план. Окажется, что не все ребята втянуты, что непосильное дело задумали и т. д. Затем, начали работать — надоело, бросили. Поэтому очень важно научиться составлять план. Это должно делаться в школе и в пионеротряде. Вот когда вы будете высказываться, то расскажите, как обстоит у вас дело с плановой работой, проводите ли вы свою общественную работу по плану, как распределяете между собой всякие обязанности. Необходимо так распределить работу, чтобы все свою работу, пусть самую небольшую, выполняли и чтобы дело дружно продвигалось вперед. А часто бывает так, что если кто послабее, не справляется с работой, то ему никто не оказывает помощи. Важно, чтобы организация не стала его только ругать за это, но оказала бы ему товарищескую помощь. Иногда стоит немного помочь — и дело поправится. Вот в школе занятия должны идти таким образом, чтобы вся работа шла вровень, а не то чтобы один выскочил вперед, далеко ускакал, а другой бы остался позади. Следует всячески подтягивать отстающих к ребятам более сильным. Даже в старой школе ребята помогали друг другу. Помню, в старой школе придешь задолго до урока и начинаешь помогать тем, кто послабее. Правда, помогали мы часто не так, как надо, помогали просто обманывать учителя. Напишешь слабому ученику работу, он ее и подает, хотя и не сознает, что там написано. Так помогать не надо, а следует слабому товарищу все объяснить, чтобы он сознательно понимал, в чем дело, и мог бы учиться вместе со всеми товарищами. Необходимо наладить дружную коллективную работу, а не просто приучать ребят к трудолюбию. Вот, я помню, в 1919 г. мне пришлось быть в Казани. Было там собрание учителей, и они говорили: мы должны в детях воспитывать трудолюбие. Я тогда выступила и сказала, что не в этом дело, а дело в том, чтобы научить их дружной коллективной работе. Коммунистическое воспитание заключается не только в том, чтобы много работать, — этому в прежнее время учили бедных ребят, — а в том, как работать. Вот очень важно научиться как можно лучше работать, создать товарищескую обстановку и помогать друг другу.

 
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:


Copyleft Граждане СССР © 2024