Для начала отмечу следующее. Регулярно оппоненты разных политических "окрасов" в качестве аргумента за то, что марксизм устарел в части классовой идентификации населения, указывают на изменение современного общества в части социальной структуры, и пролетариат как класс либо отсутствует либо слишком малочисленен. К тому же наемные работники имеют совсем иные приоритеты и интересы, появилось много групп наемных работников, которые не попадают по классический пролетариат (ИТ-специалисты, "офисный планктон" и т.д.). Набор аргументов довольно широк. Но налицо подмена понятий: неоднородность рабочего класса так или иначе выдают за его (класса) отсутствие со всеми вытекающими выводами.
Здесь необходимо указать на то, что каждый класс может находиться в двух состояниях - "класс в себе" и "класс для себя". Это применимо вполне и к рабочему классу. Состояние «класс в себе» означает, что рабочие еще не осознали себя определенной социальной группой или классом, не осознали свое место в общественном производстве и не осознали свои классовые интересы. То есть не обрели классового сознания. Объективно класс существует, а субъективно нет. Каким при этом сознанием обладает пролетариат? Любым. Мелко- или просто буржуазным, крестьянским, люмпенским или маргинальным. Но скорее всего первым и/или вторым, так как сознание пролетариат получает извне непосредственных классовых отношений с буржуазией (то есть в принципе от любого класса), но в капиталистическом обществе господствующей идеологией является идеология буржуазная, потому и сознание пролетариата в данном состоянии соответствующее. Состояние «класс для себя» означает появление у рабочего класса классового самосознания и элементов классового пролетарского сознания, что объективно связано с практикой классовой борьбы и с организацией пролетариев для этой борьбы, начиная с ее низших форм. Рабочий класс осознает себя особой социальной группой, играющей в обществе определенную и даже весьма важную роль производителя материальных благ. Это самосознание, но еще не классовое политическое - социалистическое - сознание. Что касается социалистического сознания рабочего класса, то тут следует согласиться с В.И. Лениным в том, что сам рабочий класс стихийно, из экономической борьбы с капиталистами, не в состоянии его выработать. Оно привносится в рабочее движение также извне классовых отношений с буржуазией - из отношений всех классов и социальных слоев друг к другу, правительству и государству. В силу характера труда пролетариата сам он не способен увидеть все эти отношения, поэтому задача выработки классового политического сознания и внесения его в пролетарские массы как напрямую, так и через все классы и слои населения, ложится на коммунистическую партию. Кроме того, рабочий класс при определенных условиях может находиться в еще одном состояниии - «класс для всех», в том смысле, что будучи у власти он способен обуздать свой классовый эгоизм для решения тактических задач социалистического строительства и многое сделать для развития других слоев, групп и классов общества. Классовый интерес пролетариев - социализм - является выражением объективных потребностей общественного развития. Пролетариат не может освободиться от наемного рабства, не освобождая всего общества от всякого гнета и эксплуатации. Это и делает его единственным до конца последовательным революционным классом. А теперь собственно к чертам пролетариата. Рабочий класс, или пролетариат (буду использовать эти термины как синонимы) - один из основных классов капиталистического способа производства, класс наемных работников, угнетаемый в рамках данного способа класс. Особенности капиталистического способа производства описывать не буду: мои регулярные политизированные читатели либо с ними знакомы, либо с легкостью найдут материал. Отмечу лишь, что наиболее полно нижеперечисленными чертами со временем начинает обладать в первую очередь фабрично-заводской пролетариат. Организованность и дисциплинированность. Характер большинства крупных промышленных предприятий предполагает наличие определенного режима производства, согласования выполняемых функций между подразделениями и отдельными работниками, организации производства вцелом и в частностях. Необходимость поддержания режима работы регламентирует и работу персонала. Отсутствие необходимости самому организовывать свой труд исключают у рабочих черты анархизма. То есть, сам характер промышленного производства дисциплинирует рабочих, учит их быть организованными и таким образом воспитывает в них указанные качества. В отличие от рабочих, мелкие буржуа и крестьяне в силу характера своего труда: ненормируемого и зависимого от огромного количества факторов - анархичного, обладают такими чертами как самоорганизация и самодисциплина. Они сами решают, когда и что им делать. Пролетарский коллективизм. Упомянутый характер производства объединяет в процессе производства большое количество людей, одновременно выполняющих производственные функции. Рабочие, таким образом, в процессе работы взаимодействуют друг с другом, налаживают контакты, и т.д. и в конце концов утрачивают индивидуалистические черты, учатся думать не только о себе, но и об окружающих людях. Однако, дальше коллективных рабочих отношений пролетарский коллективизм не заходит. Личная, семейная, интимная жизнь остается индивидуальной, за пределами коллектива (но до тех пор, пока некоторые аспекты этой жизни не касаются жизни общества вцелом). В этом отличие от коллективизма крестьянско-общинного, который в силу крестьянского бытия проникает глубоко в личную и семейную жизнь каждого члена общины. Мелкий буржуа обладает индивидуализмом. Это связано с индивидуальным способом организации своего производства, с защитой себя от конкурентов и чиновников. Кроме того, мелкий буржуа часто идет на незначительные правонарушения или просто на поступки, идущие вразрез с общественной моралью для получения большего дохода, что тоже не должно становиться достоянием общественности. Интернационализм и пролетарский патриотизм. В процессе производства в силу необходимости взаимодействия между собой рабочие вступают в такие отношения, которые вынуждают рассматривать других рабочих как членов коллектива вне зависимости от их национальной или расовой принадлежности. Промышленное производство, кроме того, дисциплинируя рабочих, вынуждает их отказываться от каких-то традиционных этно-национальных обычаев, мешающих выполнению должностных обязанностей. Таким образом рабочие обретают интернационалистские черты. Интернационализм иногда путают с космополитизмом (или намеренно выдают за таковой). Но это в корне разные вещи. Космополитизм - черта мелкбуржуазного интеллигента, индивидуалиста. Когда этот "гражданин мира" находит себе работу с большей зарплатой, он готов переехать в любую страну и работать на любого работодателя. Обратной стороной космополитизма является национализм. Национализм присущ мелкому буржуа (равно как и крупному), имеющему доход в определенной стране, в определенной местности. Национализм буржуазией часто маскируется под патриотизм - атавистическую черту крестьянства, связанную с тем, что крестьянство живет с аграрного производства на определенном земельном наделе в определенной местности в определенном государстве. Кроме того, когда пролетариат берет власть и начинает строить свое классовое государство, у него появляется такая черта, как пролетарский патриотизм - стремление защитить и сохранить свою власть и свое государство от внешнего и внутреннего врага. Подробнее о разных видах патриотизма здесь. Это основные, самые яркие классовые черты. Есть и менее значимые. Стремление к равенству. Если крестьяне (и, при определенных обстоятельствах, мелкие буржуа) в той или иной мере стремятся к уравниловке ("от каждого по способностям - всем поровну"), то идеалом равенства для пролетария на период классового общества является принцип: "от каждого по способностям - каждому по труду". Равнодушие к накопительству. Отсутствие анархии в производстве и стабильность зарплаты воспитывают в рабочих данную черту. В то время как накопительство характерная черта для крестьянина и мелкого буржуа. Принципиальность и самоотверженность. Данные качества связаны с тем, что эксплуатация пролетариата самая жесткая и циничная, в отличие от эксплуатируемых классов других формаций. Капиталист постоянно пытается снизить зарплату рабочему до физиологического минимума, а при отсутствии сопротивления - и ниже этой черты. Таким образом, пролетариат становится фактически неимущим классом. А неимущему нечего терять, кроме своих цепей (с). Поэтому хитрить, выгадывать, обманывать ради материальных ценностей или спасения своей шкуры у пролетария необходимости нет. В отличие от своего непримиримого врага - буржуазии.