Суражевская комсомолка Колесниченко работала на лесзаводе целый год ученицей и получала 27 руб. в месяц. Колесниченко была в крайне тяжелом материальном положении, неоднократно обращалась в ячейку, и совместно с последней в дирекцию завода, но повышения разряда не получила.
Колесниченко ушла с завода. Тогда многие товарищи, не разобрав дела, начали клеймить ее, как бежавшую, в том числе партиец - Усов. Колесниченко подала заявление об исключении ее из комсомола.
Кустовое бюро комсомола, рассмотрев заявление Колесниченко, вынесло ей за малодушие, как молодой комсомолке, выговор и немедленно приступило к расследованию ее дела, подняв вопрос и о партийце Усове.
18 ноября в "Пионерской правде" было напечатано письмо: "Зина жалуется на своих братьев". На это письмо откликнулись не только ребята, но и взрослые. Сегодня мы помещаем некоторые из этих писем.
Какие же это братья?
Шура Киселева. Москва, 629-я школа, 5 класс "Д".
Я прочитала в "Пионерской правде" о том, как Лева и Вова Гурвич обижают СВОЮ сестру. Я подумала: какие же это братья! Я никогда не обижаю своих маленьких братьев и сестер. Я помогаю своей маме в хозяйстве: мою полы, убираю со стола посуду, оправляю кровати и ухаживаю за маленькой сестренкой, которой только еше 7 месяцев.
Нас, детей, - 6 человек. Самая старшая - это я. Мне 12 лет. А остальные дети все меньше меня. Я не только помогаю маме в хозяйстве, но еще научила свою сестренку Тому танцевать. Ей только 5 лет, а она уже танцует "кабардинку" и "русскую". Она танцевала у нас в жакте и в клубе имени Калинина. Я помогаю своему брату решать задачи. Если он не может решить, я ему раз'ясняю, а он после сам решает, а я потом проверяю.
Несмотря на то, что мне приходится все время помогать маме и у нас много маленьких детей, я все же учусь неплохо. Кроме того, я еще и вожатый звена. Мое звено работает хорошо. В праздники наше звено выступало лучше всех.
Ученица 57-й школы города Баку Зоя Козаченко передала дальневосточным пограничникам подарок - немецкую овчарку "Дик". Зоя сама ее вырастила.
Начальник Главного управления пограничных и внутренних войск НКВД комдив товарищ Кручинкин об'явил Зое благодарность.
- Своего "Дика", - рассказывает Зоя, - я взяла на воспитание, когда ему было три месяца. Мы его воспитывали всей семьей. "Дик" был умный, понятливый и дисциплинированный. Ему исполнилось 1 год и два месяца, когда я прочитала в "Пионерской правде" письмо пионерки Вали Лебановской. Валя призывала всех ребят воспитывать служебных собак для советских пограничников.
Я, не задумываясь, отправила телеграмму народному комиссару внутренних дел. Я просила товарища Ежова направить моего "Дика" на дальневосточную границу.
С большой радостью я узнала, что собака моя принята. С Дальнего Востока к нам приехал пограничник, который увез "Дика" с собой.
Теперь я воспитываю второго щенка.
- Я горячо люблю родину, - в заключение говорит Зоя. - Когда закончу десятилетку, обязательно поступлю в медицинский институт. Хочу быть военным врачом. Если враг нападет на нашу страну, я до последнего вздоха буду защищать свою прекрасную родину.
Официальная дата образования СССР – 30 декабря 1922 года. Хотя объединительный процесс новых Советских республик начался намного раньше – еще в ходе Гражданской войны, когда 1 июня 1919 г. был принят декрет "Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые и железно-дорожные организации. Таким образом, в условиях Гражданской войны была создана единая военная организация республик.
После победы в Гражданской войне Советские республики оказались во враждебном капиталистическом окружении и экономической блокаде. Поэтому весь период с 1920 по 1922 г. стал периодом борьбы за утверждение международного положения Советской России и других национальных государственных образований на территории распавшейся Российской империи.
В сложных внешнеполитических условиях молодая советская дипломатия добивается серьезных успехов. В 1920 - 1921 гг. Советской России удалось заключить ряд экономических, политических и торговых соглашений. Заключение в марте 1921 г. англо-советского договора о торговле стало, по существу, признанием Советского государства «де-факто». В январе 1922 г. на заседании Верховного Совета Антанты принято решение о созыве в Генуе в апреле 1922 г. международной конференции с приглашением Советской России. В итоге Генуэзской конференции советская делегация во главе с Г.В.Чичериным фактически обеспечила признание советского государства.
Весь период с 1920 по 1922 г. шел процесс собирания сил для объединения всех новых советских республик в единое государство. Создание нового многонационального государства на новой социальной основе было трудной и исторически важной задачей – это был пример будущего содружества освобождающихся от колониализма и капитализма народов всех континентов.
Ядро нового государства составили три советские республики – РСФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР, – которые еще в ходе Гражданской войны заключили военно-политический и экономический союз. Предпосылками к объединению в единое государство всех советских республик стали: многовековые культурные и экономические связи; общая социально-экономическая основа и политическая власть трудящихся; общая угроза новому строю и национальной независимости со стороны империалистических государств; наличие интернациональной централизующей политической силы в лице партии большевиков.
В марте 1922 г. объединились в федерацию три закавказские республики: Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, образовав Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР).
Затем началась подготовка к объединению всех республик в единое государство. Для подготовки объединения создана специальная Комиссия ЦК РКП(б). Она приняла проект Сталина, известный как «план автономизации», где предусматривалось вхождение Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР на правах автономии. Однако Ленин, находившийся на излечении в Горках, 26 сентября 1922 г. потребовал пересмотреть вопрос и предложил создать федерацию равноправных республик, не лишая их самостоятельности. После некоторых колебаний ЦК партии поддержал вариант Ленина.
После обсуждения проекта на местах решения об объединении принимались на съездах Советов Республик. 13 декабря 1922 г. состоялось решение I Закавказского съезда Советов, 16 декабря 1922 г. – IV Всебелорусского съезда и VII Всеукраинского съезда. 26 декабря последним (чтобы не оказывать давление) решение об объединении принял X Всероссийский съезд Советов.
30 декабря 1922 г. в Большой театр с утра стали съезжаться делегаты I Союзного съезда Советов. Здесь можно было встретить экзотические фигуры в халатах, белых чалмах, ушанках из лисьего меха. Мелькали привычные кожанки, серые шинели. С докладом об образовании СССР выступил И. Сталин, он зачитал текст Декларации и Договора об образовании СССР в составе РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Документы подписали: от РСФСР – М. И. Калинин, от УССР – М. В. Фрунзе и Г. И. Петровский, от ЗСФСР – М. Г. Цхакая, от БССР – А. Г. Червяков. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали ЦИК СССР в составе 371 члена и 138 кандидатов. Первыми советскими наркомами стали И. В. Сталин (по делам национальностей), А. Г.Шлихтер (земледелия), Н. А. Семашко (здравоохранения), Ф. Э. Дзержинский (пред. ВЧК, нарком железнодорожного транспорта), А. Д. Цюрупа (продовольствия).
В 1925 г. в СССР вошли Узбекская ССР и Туркменская ССР, преобразованные из Бухарской и Хорезмской народных республик. Так, юридически тщательно и строго на добровольной основе создавалось новое государство – СССР – на территории бывшей Российской империи, сохраняя связи между российскими народами, сложившиеся за многие сотни лет.
Образование СССР стало событием огромной исторической важности – было образовано многонациональное государство на новой социальной основе, на принципах добровольности и равноправия как пример государственности для народов, значительно возросли возможности экономического и культурного развития народа каждой республики в результате объединения их усилий в едином государстве освобождающихся от капиталистического гнета.
Прогрессивная роль образования СССР особенно наглядно проявляется в сравнении с теми последствиями, которые принесло разрушение Советского Союза в 1991 г.
Пионеры нашей дружины побывали на металлургическом заводе, прошли но цехам, посмотрели, как выплавляют чугун, сталь, как делают прокат. Видели они и самое главное: как горячо трудятся люди, как стремятся они дать Родине больше металла.
Взволнованными вернулись ребята с этой экскурсии. Каждому захотелось и самому, своими руками, сделать хоть небольшое, но полезное для всех дело.
— Мы радиофицируем школу, — пообещали ребята из физического кружка.
— А мы смастерим учебные пособия, — решили юные столяры.
— Мы тоже сделаем подарок школе, — сказали ребята из кружка художественного творчества. — А что это будет за подарк, пока – секрет.
В школе закипала работа. Юные физики оборудовали радиоузел, протянули по коридорам провода, установили репродукторы. И вот впервые прозвучали слова:
— Внимание! Говорит школьный радиоузел!
На уроках учителя и ученики стали пользоваться новыми линейками, угольниками, указками. Всё это смастерили пионеры в столяриой мастерской.
Юные художники сделали два макета: высотного здания в Москве и нашей железнодорожной станции.
Все это, конечно, еще совсем небольшие дела. Но придёт время, когда и мы будем строить настоящие радиостанции, настоящие высотные дома, сложные приборы. Все будем стараться принести больше полъзы Родине.
ПИОНЕРЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 24. Пермская ж. д„ сг. Калино.
Документальный фильм «Отстоять правду: За Родину, за Сталина, за Советскую власть!» снят латвийскими коммунистами, для развенчивания в первую очередь антисоветской, антикоммунистической, антисталинской пропаганды ныне широко тиражируемой в Латвии, как националистическими элементами, так и местной буржуазией. В фильме ветераны Великой Отечественной войны, живущие в Латвии, рассказывают, какое было подлинное отношение к И.В.Сталину, к Советской власти. Также в фильме представлена кинохроника, повествующая о зверствах фашистов в Латвии, о том как устанавливалась Советская власть в Латвии, затронута и современная ситуация в стране, ярко отражающая угнетение латвийского народа.
Данный документальный фильм является попыткой донести правду латвийскому народу, о которой простой латвиец не услышит от местных историков, журналистов и политиков. Запрет коммунистической идеологии в Латвии, уничтожение крупных заводов и тем самым ослабление влияния рабочего класса на происходящие процессы, поставило прогрессивные силы Латвии в очень тяжелое положение. Когда напротив, фактически на государственном уровне процветает неонацистская пропаганда. Тем самым авторы фильма надеются, что многие латвийские после просмотра этого документального фильма взглянут на происходящие процессы другими глазами -- очищенными от лжи и брехни, которая не смолкает на протяжении последних десятилетий.P.S. Фильм не имеет никакого отношения ни к одной из официальных политических сил Латвии и создан исключительно на энтузиазме авторов.
Командиры Красной армии, ветераны 1-й Конной армии, после награждения. Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца. Москва. РСФСР. СССР. Февраль 1930 года.
Крайний слева И. В. Тюленев, разговаривает с ним В. И. Книга. В центре А. И. Егоров, слева от него Е. И. Горячев, справа от Егорова - И. Р. Апанасенко. Справа-сзади от Апанасенко Г. И. Кулик. Второй справа 0. И. Городовиков.
Шестое по счету снижение цен на продовольственные и промышленные товары произошло в СССР 1 апреля 1953 года. Давайте мысленно перенесемся в далекое прошлое. Ощутим себя людьми, у которых произошло радостное событие.
Вместе с покупателями радуются и работники торговли. Вот что рассказал корреспонденту журнала «Советский Союз» директор московского Гастронома № 1:
«Особенно повысился спрос на продукты высших сортов и деликатесных изделий. Ежедневно мы продаем теперь на несколько тонн больше высокосортных хлебобулочных и мясных изделий. Продажа ветчины по сравнению с мартом увеличилась вдвое, животного масла - в полтора раза. Деликатесных сортов рыбных изделий - балыков, семги, лососины, зернистой икры - продано вдвое, а различных вин - втрое больше, чем за то же время до снижения цен…»
Прав был товарищ Сталин: жить стало лучше, жить стало веселей! Вождя и учителя почти месяц, как нет свете, но дело его живет. И благодарные покупатели, уходя из магазинов с сумками, полными разнообразной снеди, с благодарностью повторяют его имя. Кстати, снижение цен 1953 года было самым масштабным и заметным. «Значительно повысился спрос на шоколадные конфеты, пирожные, торты и другие кондитерские изделия, - продолжает директор Гастронома № 1. - Особенно много магазин продал за эти пять дней фруктов, цены на которые, как известно, снижены наполовину. Вместо полутора тысяч штук лимонов магазин каждый день продает теперь до 8000 лимонов. В таком же примерно объеме увеличилась продажа апельсинов, а яблок - в 2-3 раза».
В конце своего радостного репортажа корреспондент «Советского Союза» удовлетворенно замечает: «Картина, нарисованная директором магазина «Гастроном», характерна для всех торговых предприятий страны».