14 июня родился Эрнесто Рафаэль Гевара Линч де ла Серна (14 июня 1928 - 9 октября 1967), известный всем как Че Гевара.
Коммунист, мужественный революционер-интернационалист, команданте Кубинской революции 1959 года, герой борьбы за свободу и независимость Латинской Америки.
БЕССМЕРТНОЕ ДЕЛО РЕВОЛЮЦИИ
«В революции либо побеждают, либо умирают.» Эрнесто Че Гевара.
«Фидель — душа и сердце сегодняшней Кубы, Рауль Кастро — сжатый кулак революции. Гевара — её мозг. Именно благодаря ему Куба пошла влево. Он — самый интересный и самый опасный из триумвирата.» Журнал "Тайм" 8 августа 1960 г.
«Мое поражение не будет означать, что нельзя было победить. Многие потерпели поражение, стараясь достичь вершины Эвереста, и в конце концов Эверест был побежден.»
«Я кубинец, а также аргентинец, и, если сиятельные господа из Латинской Америки не обидятся, я ощущаю себя патриотом и Латинской Америки в целом, и любой отдельной её страны не в меньшей мере, чем кто-либо другой. И если когда-нибудь понадобится, я готов отдать свою жизнь за освобождение любой страны Латинской Америки, ничего ни у кого не прося взамен, ничего не требуя и никого не эксплуатируя. И готовность эта свойственна всему народу Кубы. Весь народ Кубы дрожит от негодования всякий раз, когда совершается несправедливость не только в Латинской Америке, но и в любой стране мира.»
«Моя история как революционера коротка, по сути дела, она начинается с «Гранмы» и продолжается по сей день. Я не принадлежал к Коммунистической партии до тех пор, пока не оказался на Кубе, где сегодня мы все можем провозгласить марксизм-ленинизм теорией действия Кубинской революции.» (1964 г.)
«Мы начали свою борьбу в труднейших условиях, в обстановке, когда идеологическая расстановка сил отличалась от нынешней. Мы учились и приобретали опыт в ходе борьбы; в ходе революции мы стали истинными революционерами... Мы поняли, что в условиях Кубы не было другого пути, как путь вооруженного восстания народа против вооруженного гнета марионеток империализма янки. Взяв в руки оружие и объединившись с крестьянами, мы вступили в борьбу против армии, которая представляла олигархию — сообщника США, и мы разбили ее. Наше знамя могут взять на вооружение остальные народы Латинской Америки, находящиеся в условиях, аналогичных нашим. Мы доказали, что народы могут вооружиться, бороться против угнетателей и разгромить их.»
«Власть была взята в результате развертывания борьбы крестьян, вооружения и организации их под лозунгами аграрной реформы и других справедливых требований этого класса, по при этом сохранялось единство с рабочим классом, с помощью которого была достигнута окончательная победа.»
«В истории революции играют ту же роль, что и врач, помогающий появлению новой жизни. Революция не прибегает без надобности к использованию силы, но делает это не колеблясь, если требуется облегчить роды. Роды, которые несут угнетенным и эксплуатируемым массам надежду на лучшую жизнь.... Неизбежность революции является следствием ужасающей эксплуатации, которой подвергаются латиноамериканцы, следствием роста революционного самосознания масс, следствием мирового кризиса империализма и следствием развития борьбы угнетенных народов во всем мире.»
«Мы не должны допускать того, чтобы понятие демократии лишалось своей внутренней сути и использовалось для апологетики классовой диктатуры эксплуататоров, приравниваясь к набору нескольких свобод, дарованных гражданам сверху. Борьба за восстановление буржуазной законности, если она не сопряжена с борьбой за установление революционной власти, является всего лишь борьбой за возрождение диктаторских по сути порядков, установленных в прошлом господствующими классами, иначе говоря, борьбой за то, чтобы каторжники остались в цепях, но в цепях, прикованных к не столь тяжелому ядру, как сейчас.»
«В ситуации конфликта олигархия нарушает взятые ею на себя обязательства, порывает с видимостью "демократии" - и прямо атакует народ, в то время как в обычных условиях она предпочитает прибегать к надстроечным инструментам, позволяющим маскировать угнетение. Здесь возникает вопрос: что делать? Мы отвечаем на этот вопрос так: насилие не является привилегией эксплуататоров, эксплуатируемые имеют точно такое же право на него. Более того, в подобные моменты истории эксплуатируемые обязаны прибегнуть к этому праву. Марти сказал: "Преступник тот, кто разжигает войну, которой можно избежать. И равно преступник тот, кто не содействует началу войны неизбежной.»
«Когда нас спрашивают: марксисты вы или нет, наша позиция примерно такая же, как у физика, когда его спрашивают, ньютонианец ли он, или биолога, отвечающего на вопрос, пастерианец ли он... Есть истины настолько очевидные, настолько укоренившиеся в сознании народов, что обсуждение их уже стало бесполезным. Нужно быть «марксистом» с той же естественностью, с которой являются «ньютонистом» в физике или «пастерианцем» в биологии... Мы, революционеры-практики, начиная нашу борьбу, просто действовали в соответствии с законами, открытыми Марксом-ученым. И, ведя вооружённую борьбу, сражаясь со старой структурой власти, поддерживаемые народом в разрушении этой структуры, имея целью нашей борьбы счастье народа, мы просто следовали предсказаниям Маркса-учёного. Другими словами, и нужно ещё раз подчеркнуть это, законы Маркса содержатся в свершениях кубинской Революции, независимо от того, знакомы ли эти законы во всей полноте её лидерам, разделяют ли они теоретические взгляды Маркса или нет.»
«Каким бы путем ни пошло человечество, не может быть все сведено к чистогану, пошлости и «побрякушкам комфорта», и за защиту человеческого достоинства можно пожертвовать жизнью.»
«Если Вы дрожите от негодования от каждой несправедливости, то Вы - мой товарищ.»
«Нужно быть твердым, но никогда не терять нежность.»
«Жизнь одного человека стоит в миллион раз больше, чем вся собственность самого богатого человека на Земле.»
«Желание принести в жертву всю жизнь за благородные идеалы не достигнет никакой цели, если работать в одиночку.»
«Сегодня массы уже творят историю как сознательный коллектив личностей, борющихся за общее дело. При социализме человек вопреки кажущейся стандартизации является более цельным; несмотря на отсутствие совершенного механизма, его возможности для самовыражения и нахождения достойного места в обществе неизмеримо выросли.»
«Человек XXI века — вот кого нам предстоит создать, хотя это еще субъективное и не систематизированное стремление... Если мы достигнем конкретных успехов в теории или сделаем широкие теоретические обобщения на базе наших конкретных исследований, то мы тем самым внесем ценный вклад в Марксизм-ленинизм, в развитие всего человечества... Массы будут развиваться, новые идеи получат соответствующее распространение, материальные возможности всестороннего развития абсолютно всех членов общества делают наш труд еще более плодотворным. Настоящее — борьба, будущее — за нами.»
«В нашем обществе большую роль играют молодежь и партия. Особенно важна первая, ибо является мягкой глиной, из которой можно лепить нового человека без “родимых пятен” прошлого. С ней обращаются соответственно ее чаяниям. Ее воспитание становится все более совершенным. Мы не забываем и о вовлечении молодежи в трудовой процесс.»
«Партия — авангардная организация. Товарищи рекомендуют к вступлению в ее ряды лучших представителей трудящихся. Она немногочисленна, но пользуется большим авторитетом благодаря своему составу. Мы стремимся к тому, чтобы партия стала массовой. Но это станет возможным только тогда, когда массы достигнут уровня развития авангарда. Иными словами, когда они будут воспитаны по-коммунистически. На такое воспитание нацелена наша работа. Партия — живой образец; ее кадры должны подавать пример трудолюбия и самопожертвования, нести в массы революционные задачи, на что потребуются годы нелегкой борьбы с трудностями, классовыми врагами, язвами прошлого, против империализма.»
«Молодой коммунист должен ставить перед собой задачу всегда быть первым во всём, бороться за то, чтобы быть первым, чувствовать досаду, когда в чём-то он отстаёт. Бороться за то, чтобы стать лучше… А рядом со всем этим – дух великого самопожертвования – не только в героические дни, а всегда. Долг каждого молодого коммуниста быть глубоко гуманным, настолько гуманным, чтобы приблизиться к лучшему, что есть в человеке. Очищать это лучшее через труд, учебу, постоянную солидарность со своим народом и со всеми народами мира, развивать до предела чувство сопричастности, чтобы ощущать скорбь, когда где-нибудь в мире убивают человека, и чувствовать себя воодушевлённым и счастливым, когда где-либо в мире поднимается новое знамя свободы. Молодой коммунист... должен действовать в соответствии с духом пролетарского интернационализма, ощущая его как собственное, идущее изнутри свойство. Мы – реальный и осязаемый пример для всей нашей Америки и даже больше – для других стран мира, которые и на других континентах сражаются за свою свободу, против колониализма, против неоколониализма, против империализма, против всех форм угнетения, исходящих от несправедливых систем.»
«Внутри страны руководители должны играть авангардную роль. И надо сказать со всей искренностью, что истинные борцы отдают себя целиком делу революции. От нее не ждут никакой материальной компенсации. Жизнь подлинного революционера одновременно великолепна и трудна. Коммунистическая нравственность – это наша сила.»
«Рискуя показаться смешным, хотел бы сказать, что истинным революционером движет великая любовь. Невозможно себе представить настоящего революционера, не испытывающего этого чувства. Вероятно, в этом и состоит великая внутренняя драма каждого руководителя. Он должен совмещать духовную страсть и холодный ум, принимать мучительные решения, не дрогнув ни одним мускулом. Наши революционеры должны поднять до уровня идеалов свою любовь к народу, к своему святому делу, сделать ее нерушимой и целостной. Они не могут снизойти даже до малой дозы повседневной ласки там, где обычный человек это делает. Руководители революции имеют детей, в чьем первом лепете нет имени отца. Их жены — частица тех жертв, которые они приносят в жизни. Круг их друзей строго ограничен товарищами по Революции. Вне ее для них нет жизни.»
«Революционер — идеологический движитель революции в рядах своей партии. Он сгорает в непрерывной борьбе, которую может остановить лишь смерть, если только не победит новая жизнь во всемирном масштабе. Когда же вдруг его революционный пыл по тем или иным причинам перегорает, когда он начинает видеть самые насущные задачи решенными в локальном масштабе и забывает о пролетарском интернационализме, то революция, которой он руководит, перестает быть для него движущим фактором. Он впадает в сладкую дрему, чем и пользуется наш непримиримый враг — империализм, отвоевывая себе позиции. Пролетарский интернационализм — это и долг, и революционная необходимость. Так мы воспитываем наш народ.»
«Огромная масса людей организуется. Организация обусловлена осознанием ее необходимости. Это уже не раздробленная сила, разделенная на части подобно тысячам осколков при взрыве гранаты. Это организация, не допускающая склок с целью занятия определенного положения, позволяющего рассчитывать на какие-то блага перед лицом неясного будущего. Мы знаем, нам предстоят новые жертвы, и мы должны заплатить высокую цену за героическую решимость создать нацию — авангард. Мы, руководители, понимаем, что должны заплатить высокую цену за право говорить, что идем во главе народа, который стал лидером Америки. Все и каждый из нас неустанно вносят свою долю самопожертвования, сознательно рассчитывая получить вознаграждение в виде чувства исполненного долга, продвигаясь в направлении к новому человеку, облик которого вырисовывается на горизонте... Наша свобода и ее фундамент окрашены кровью и сцементированы жертвами. На жертвы мы идем сознательно. Это цена, которую мы платим за свободу, которую отстаиваем. Путь наш долог и неизведан. Но мы знаем конечную цель. Мы сформируем человека XXI века. Путь прокладывает авангард, лучшие среди лучших — партия. Наш строительный материал — молодежь. На нее мы возлагаем свои надежды и готовим ее для того, чтобы передать ей наше знамя.»
«Жестокость империализма – жестокость, которая не знает пределов и не признаёт национальных границ. Зверства США равнозначны зверствам гитлеровских армий, равнозначны зверствам бельгийских парашютистов или французского империализма в Алжире. Поскольку суть империализма заключается в превращении человека в животное. Кровожадное животное! Предназначенное для резни, убийств, уничтожения. Вплоть до уничтожения даже самого образа революционера или партизана любой страны. Они топчут его своими сапогами, потому что даже его образ борется за свободу... Никогда не следует верить империализму ни на вот столечко, ни в чём!»
«Я поклялся перед портретом умершего и оплакиваемого мною товарища Сталина, что у меня не будет отдыха до тех пор, пока я не увижу, как будет уничтожен капиталистический спрут».
Из прощального письма Че к детям: «Ваш отец был человеком, который действовал согласно своим взглядам и, несомненно, жил согласно своим убеждениям. Растите хорошими революционерами. Учитесь много, чтобы овладеть техникой, которая позволяет властвовать над природой. Помните, что самое главное — это революция и что каждый из нас в отдельности ничего не значит. И главное, будьте всегда способными самым глубоким образом почувствовать любую несправедливость, совершаемую где бы то ни было в мире. Это самая прекрасная черта революционера.»
В Игере (Боливия), когда Че Гевара оказался в руках своих смертельных врагов, «доктор» Гонсалес (агент ЦРУ) пытался его допрашивать, но Че молчал. — О чем же вы думаете? — спросил его враг. — Я думаю о бессмертии революции. Возможно, это были его последние слова...
(Цитаты взяты из статей, выступлений, писем Эрнесто Че Гевары)
...Че одним из первых указал на континентальное значение кубинской революции, которая показала, что профессиональную преторианскую армию может одолеть небольшая, но готовая на любые жертвы группа революционеров-повстанцев, если она пользуется поддержкой народа. Куба подтвердила, что для победы революции в отсталой аграрной стране необходима поддержка не только рабочих, но и крестьян, составляющих большинство населения. Поэтому первейший долг революционеров — работать среди крестьян, превратить их в опору революции.
«Власть была взята в результате развертывания борьбы крестьян, вооружения и организации их под лозунгами аграрной реформы и других справедливых требований этого класса, по при этом сохранялось единство с рабочим классом, с помощью которого была достигнута окончательная победа... Борьба, начавшаяся в то время, когда объективные и субъективные условия взятия власти еще не созрели полностью, способствовала размежеванию основных политических сил и вызреванию условий для взятия власти. Высшая точка этой борьбы — победа революции 1 января 1959 года» (Че Гевара).
Че правильно считал, что кубинская революция является не «случайностью», а закономерным явлением, открывающим этап народных, антиимпериалистических революций в Латинской Америке, и что поэтому опыт кубинской революции имеет не только местное, но и континентальное значение. Прав был Че и тогда, когда обращал внимание на необходимость превращения крестьянства в активного революционного союзника рабочего класса. Вызывает, однако, сомнение тезис, что партизанская война на Кубе началась, когда объективные и субъективные условия взятия власти народными силами еще не созрели, то есть, по существу, преждевременно... Доказательством существования объективных и субъективных условий для победоносной партизанской борьбы является победа революционных сил.
В главном он был прав... с победой кубинских повстанцев социализм шагнул в Латинскую Америку и теперь этот континент вступил в полосу народных антиимпериалистических революций. Революционеры 1959 года... для себя не желали ни почестей, ни богатства, ни какой-либо другой выгоды, а только права бескорыстно служить народу. Друзья и враги, народ пристально следили за каждым шагом вождей революции, пытаясь по их словам и делам разгадать: это обычная «революция» или это какая-то новая, настоящая, другая революция, о которой мечтали, но которой до сих пор еще не знали. Причем для определения характера революции личное поведение, образ жизни революционных вождей имели не меньшее значение, чем те высокие принципы, которые они провозглашали и защищали. Новые революционные вожди не могли уподобиться католическим священникам, советовавшим своим овечкам следовать благим пожеланиям, а не их делам. Их слово не должно было расходиться с делом. Их главная сила была в моральном превосходстве над противниками.
Трудно переоценить роль Че в революционном процессе, следствием которого было упрочение первой социалистической революции в Америке.
Че энергично поддерживал осуществление всех радикальных преобразований, цель которых была освободить Кубу от империалистического влияния и подорвать на острове устои капитализма. Че последовательно выступал за единство действий с Народно-социалистической партией, решительно осуждая любое проявление антикоммунизма и антисоветизма. Че одним из первых революционных деятелей на Кубе высказался за установление дружеских связей с Советским Союзом, а когда они были установлены, всячески укреплял и развивал их.
Империалисты, ненавидевшие и боявшиеся Че, лишившие его жизни, пытаются теперь исказить его образ, сделать из него антикоммуниста и антисоветчика, превратив его посмертно чуть ли не в своего идеологического союзника и соратника. Они выдают его за кого угодно, только не за друга Советского Союза. Но факты опровергают злобную клевету тех, чьи руки обагрены его кровью. Че не скрывал, что он не являлся специалистом в экономических вопросах, но одно он знал хорошо: финансы страны, Национальный банк должны служить народу, а не быть инструментом эксплуатации в руках буржуазии. Советскому писателю Борису Полевому (кстати, его «Повесть о настоящем человеке» он прочел еще в Мексике) в 1961 году Че говорил: «По профессии я врач, а сейчас вот в порядке революционного долга — министр промышленности. Вам, может быть, кажется это странным? А впрочем, думаю, что Вас это не удивит, ведь Владимир Ленин по профессии был адвокат, а среди его министров были и врачи, и юристы, и знаменитые инженеры… Ведь так? Революция есть революция, и революционная необходимость по-своему расставляет людей. Если бы мне, когда я был в отряде Фиделя,... когда мы садились на яхту «Гранма» (а я был в этом отряде как раз в качестве врача), кто-нибудь сказал бы, что мне предстоит стать одним из организаторов экономики, я бы только рассмеялся.»
Социальные преобразования, которые намеревались осуществить руководители кубинской революции, — аграрная реформа, национализация крупной капиталистической, собственности, бесплатное обучение и медицинское обслуживание, — словом, освобождение трудящихся от эксплуатации... разве это не было социализмом или шагом, ведущим к нему? И Фидель, и Рауль, и Че слишком хорошо знали работы классиков марксизма-ленинизма, они понимали, что, ступив на путь антиимпериалистической и антикапиталистической борьбы, они рано или поздно придут к социализму, ибо другого пути, ведущего к избавлению от нищеты, бесправия и эксплуатации, нет и быть не может.
Многие зарубежные почитатели Че представляют его как своего рода «перманентного» революционера, для которого высшим идеалом было партизанить, сражаться с оружием в руках против империализма и его клевретов. Такие почитатели невольно или сознательно искажают образ Че, они забывают роль Че в строительстве экономических основ социализма на Кубе. Особое внимание Че уделял промышленному развитию Кубы, считая, что создание собственной промышленности повысит жизненный уровень кубинских трудящихся и сделает их более сознательными в политическом отношении, укрепит их морально, приблизит их к социализму.
Че внимательно изучал опыт социалистического строительства в Советском Союзе, опыт нашего планирования и руководства народным хозяйством, в частности промышленностью, роль партии, профсоюзов и других массовых организаций в экономике, в развитии соревнования, соотношение моральных и материальных стимулов, проблемы нормирования труда — одним словом, его интересовал весь наш опыт, накопленный на протяжении долгих лет социалистического хозяйствования.
Че решительно осудил провокационные действия троцкистов, требовавших в период кризиса вторжения на американскую базу в Гуантанамо. Он заявил, что троцкисты ничего общего не имеют с кубинской революцией, что это бездельники и болтуны, и что правительство не намерено разрешить им издание своего органа, как они того нагло требовали.
«Победа кубинского народа показывает, как склоняется чаша весов в сторону социалистической системы при сравнении экономических, политических и военных сил двух антагонистических лагерей: лагери мира и лагеря войны. Куба существует как суверенное государство потому, что ее народ объединен великими лозунгами и ее руководители едины с народом и умело ведут его по дороге победы. Это истина, но не вся истина. Куба существует также потому, что сегодня в мире есть союз наций, которые всегда становятся на сторону справедливого дела и имеют достаточно сил для этого. Кубу хотели поставить на колени, лишив ее нефти, но советские суда доставили нефть в достаточном количестве из советских портов. Кубу хотели поставить на колени, отказавшись покупать ее сахар, но Советский Союз купил этот сахар. Наконец, в последнее время ее снова пытались задушить экономической блокадой и снова обманулись в своих надеждах. Это истина, но опять-таки не вся истина. Куба существует как суверенное государство потому, что на пути военной агрессии, подготовленной на территории США, встало историческое предупреждение Советского правительства» (Че Гевара).
И было нечто символическое в том, что, прежде чем вновь оседлать своего Росинанта, этот рыцарь революции приехал в Советский Союз, чтобы в последний раз склонить свою голову у Мавзолея Ленина, в благородные идеи которого он верил и за триумф которых он был готов отдать самое ценное, что есть у человека, — свою жизнь…
Смерть Че породила десятки, сотни книг и брошюр на многих языках мира. Ему посвящены стихи, поэмы, драмы, рассказы, романы, фильмы. Разумеется, о нем пишут не только доброжелатели и друзья, но и коварные и хитрые враги. Они, эти враги, убив его физически, пытаются теперь убить его политически, ибо образ Че-революционера для них не менее опасен, чем был опасен сам живой Че. Чего только не пишут эти продажные писаки о Че… Одни делают из него супергероя-одиночку, трагическую личность, революционера-самоубийцу, другие выдают его за анархиста, троцкиста, последователя Мао Цзэ-дуна, как это делает, например, выполняя поручение ЦРУ, в своей биографии Че Даниэль Джеймс.
Вся эта фальсификаторская работа шита белыми нитками. Че терпеть не мог революционной позы, псевдогероики, всякого рода сектантов, мелкобуржуазных брехунов и ультра, троцкистов и им подобных провокаторов, которых объединяла и объединяет ненависть к коммунизму и к Советскому Союзу. И как бы клеветники ни старались, им не удастся «присвоить» себе светлый образ Че, коммуниста, борца и друга Советского Союза, каким он был в действительности и каким он навсегда останется в памяти всех прогрессивных людей мира.
Редко случается, чтобы в человеке сочетались все те качества, которые были присущи ему. Не часто бывает, чтобы человек сумел так спонтанно раскрыть дарования своей личности, как это сделал он. Думаю, он принадлежал к тому типу людей, которым трудно найти равных и чьи качества практически невозможно превзойти. Однако нужно сказать также, что подобные ему люди своим примером могут способствовать появлению таких же, как он, героев.
Че был редкой, необыкновенной личностью, он сочетал в себе не только качества руководителя-практика, но был также мыслителем, революционером кристальной чистоты, человеком необыкновенно простым и гуманным, обладавшим при этом железным характером, стальной волей и непоколебимой стойкостью. Его разносторонние дарования позволяли успешно разрешать любую задачу в любой области.
Будучи революционером, революционером-коммунистом, настоящим коммунистом, он бесконечно верил в моральные качества, в совесть людей... Нет сомнения в том, что идеи Че Гевары, идеи человека действия, человека мысли, человека кристальной чистоты и глубокой человечности, человека чистейшей репутации, имеют и будут иметь международное значение.
Говоря о том, какими бы мы хотели видеть наших революционных бойцов, наших активистов, наших работников, мы не колеблясь заявляем: пусть они будут как Че! Говоря о том, каким бы нам хотелось видеть будущее поколение людей, мы должны заявить: пусть оно будет, как Че! Говоря о том, какими бы нам хотелось воспитать наших детей, мы твердо заявляем: мы хотим, чтобы они были воспитаны в духе Че! Если мы хотим представить себе человека не нашей эпохи, героя будущего, то положа руку на сердце скажу, что прототипом человека кристально чистого во всех своих поступках и поведении является Че. Когда мы думаем о том, какими бы нам хотелось видеть наших детей, как настоящие революционеры мы должны заявить от всего нашего пламенного сердца: хотим, чтобы они были как Че!
Речь на втором экономическом семинаре организации афро-азиатской солидарности
Имя Че Гевары обычно ассоциируется с его участием в революционных партизанских войнах на Кубе, в Конго и в Боливии. Несколько менее известно, что в течение шести лет после победы Кубинской революции Че занимал посты управляющего национальным банком и министра промышленности Кубы.
Предлагаемая нашим читателем речь была последним публичным выступлением Че Гевары и раскрывает его взгляды на проблемы экономического развития третьего мира. К сожалению, в той исторической ситуации СССР и другие соцстраны оказались уже не готовы к реализации столь кардинальной программы, что, фактически, сорвало наметившийся было процесс расширения соцлагеря и, в конечном итоге, предрешило исход холодной войны. Редакция
Братья!
Куба представляет на этой конференции народы Латинской Америки. Она также, как мы уже неоднократно подчёркивали, выражает точку зрения как слаборазвитой страны, так и страны, строящей социализм.
Не случайно, что нашей делегации предоставили право высказать своё мнение здесь, в кругу народов Азии и Африки. Общие чаяния объединяют нас в стремлении к будущему — поражению империализма. Общее прошлое борьбы с одним и тем же врагом объединило нас на этом пути.
Это собрание борющихся народов и борьба наша протекает на двух равно важных фронтах, требующих от нас сосредоточения всех наших сил. Ведущаяся политическими, военными методами или их комбинацией борьба против империализма, за освобождение от колониальных и неоколониальных цепей, неотделима от борьбы с отсталостью и бедностью. И та, и другая — этапы одного пути, ведущего к созданию нового общества справедливости и изобилия.
Безусловно, необходимо взять политическую власть в свои руки и избавиться от угнетающих классов. Но после этого нас ждёт следующий этап борьбы, может быть даже более трудный, чем первый.
С тех самых пор, как монополистический капитал овладел миром, он держит большую часть человечества в нищете, распределяя все прибыли между самыми сильными странами. Уровень жизни в этих странах обеспечивается за счёт исключительной бедности наших стран. Значит, для того, чтобы повысить уровень жизни в слаборазвитых странах, мы должны бороться с империализмом. И каждый раз, когда какая-нибудь страна отсекается от ствола империализма, это не только победа в отдельной битве с главным врагом, это также вклад в реальное ослабление врага, ещё один шаг к окончательной победе.
Че Гевара и Бен Белла
Эта смертельная борьба не признаёт границ. Мы не можем относиться безразлично к тому, что происходит в других частях мира, поскольку победа любой страны над империализмом — это наша победа, точно так же как поражение любой страны — это поражение для всех нас. Практика пролетарского интернационализма — это не только долг народов, борющихся за лучшее будущее, это и неизбежная необходимость. Когда империалистический враг, Соединённые Штаты или любой другой идёт в наступление на слаборазвитые народы и соцстраны, элементарная логика подсказывает необходимость союза между слаборазвитыми народами и соцстранами. Если даже нет иных объединяющих факторов, общий враг должен стать таковым.
Разумеется, подобные союзы не могут создаваться спонтанно, без обсуждений, без родовых схваток, которые иногда могут быть болезненными.
Как мы уже сказали, каждый раз, когда та или иная страна освобождается, это поражение для мировой системы империализма. Но мы должны согласиться с тем, что разрыв ещё не достигается одним лишь актом провозглашения независимости или одержанием военной победы в революции. Он достигается когда приходит конец экономическому доминированию империализма над народом. Следовательно, соцстраны жизненно заинтересованы в действительном разрыве. И это — наш интернациональный долг, долг, определяемый нашей руководящей идеологией, прилагать усилия к тому, чтобы максимально ускорить и углубить это освобождение.
Из всего этого должен быть сделан вывод: соцстраны должны помочь оплатить развитие стран, вставших на путь освобождения. Мы утверждаем это без каких бы то ни было стремлений к шантажу или театральности, как не ищем мы и лёгких путей сближения с афро-азиатскими народами; это — наше глубочайшее убеждение. Социализм не может существовать без изменения сознания, выражающегося в новом, братском отношении к людям, как на индивидуальном уровне, внутри обществ, строящих социализм, так и в масштабах всего мира, в отношении всех народов, страдающих от империалистического угнетения.
Мы считаем, что именно в таком духе следует рассматривать обязательства оказания помощи зависимым странам. Надо раз и навсегда прекратить разговоры о развитии взаимовыгодной торговли, основанной на ценах, навязанных отсталым странам законом стоимости и международной системой неэквивалентного обмена, порождённого законом стоимости.
Как может быть «взаимовыгодно», продавать по ценам мирового рынка сырьё, которое стоило слаборазвитым странам потоков пота и неизмеримого страдания и покупать по ценам мирового рынка оборудование, произведённое на больших современных автоматизированных заводах?
Если мы установим такого рода отношения между этими двумя группами наций, мы должны будем согласиться с тем, что соцстраны являются, в определённом смысле, пособниками империалистической эксплуатации. Тут можно возразить, что объём обмена со слаборазвитыми странами составляет лишь незначительную часть в общем объёме внешней торговли соцстран. Это действительно так, но это не меняет аморальной сути такого обмена.
Моральный долг соцстран — положить конец их молчаливому пособничеству эксплуататорским странам Запада. Тот факт, что сегодняшний объём торговли мал, ничего не значит. В 1959 году Куба лишь изредко продавала сахар некоторым странам социалистического блока, обычно через английских брокеров или брокеров других национальностей. Сегодня же, 80% кубинской торговли составляет торговлю с этим регионом. Все жизненно важные постаки на Кубу идут из соцлагеря, она, фактически, вошла в него. Неверно было бы сказать, что вхождение в лагерь социализма обусловлено просто увеличением торгового оборота, как такового. Как неверно и то, что увеличение торгового оборота обусловлено лишь разрушением старых структур и переходом на социалистический путь развития. Обе стороны этого вопроса неразделимы и взаимосвязаны.
Не надо думать, что мы вступили на путь, ведущий к коммунизму, заранее зная все шаги, как логически вытекающие из идеологии, точно направленной на определённую цель. Но реалии социализма и жёсткие реалии империализма закалили наш народ и указали ему путь, на который мы сознательно встали. Чтобы достичь полного освобождения, народы Азии и Африки должны встать на этот же путь. Они рано или поздно всё равно последуют ему, вне зависимости от того, какими эпитатами сопровождается их сегодняшний социализм.
Для нас нет другого корректного определения социализма кроме ликвидации эксплуатации человека человеком. И если это ещё не достигнуто, если мы думаем, что строим социализм, но вместо прекращения эксплуатации дело борьбы с ней приостанавливается или — ещё хуже — обращается вспять, мы не можем даже говорить о построении социализма.
Мы должны подготовить условия для того, чтобы наши братья смогли сами сознательно встать на путь полного уничтожения эксплуатации, но мы не можем призывать их встать на этот путь если мы сами участвуем в этой эксплуатации. Если бы нас спросили, какими методами установливаются справедливые цены, мы не смогли бы ответить, поскольку мы не в курсе всего спектра связанных с этим практических вопросов. Всё, что нам известно, это что в результпте политических дискуссий Советский Союз и Куба подписали выгодное для нас соглашение, по которому мы продадим 5 миллионов тонн сахара по ценам, установленным выше цен так называемого свободного мирового рынка сахара. Китайская народная республика также платит эти цены, покупая у нас.
Это только начало. Действительная задача состоит в установлении цен, которые дадут возможность развития. Изменение порядка международных отношений будет связано с громадным изменением в концепциях. Внешняя торговля не должна определять политику, но прототив — должна быть подчинена братской политике в отношении народов.
Давайте вкратце проанализируем проблему долговременных кредитов для развития базовых отраслей промышленности. Мы часто видим, что принимающие страны пытаются создать индустриальную базу, непропорциональную их текущим возможностям. Продукция не будет потреблена внутри страны, а резервы страны рискуют быть исчерпаны.
Мы рассматриваем вопрос так: инвестиции соцстран на их собственной территории идут непосредственно из госбюджета и возвращаются исключительно за счёт использования продукции на протяжении всего производственного цикла вплоть до конечных продуктов. Мы предлагаем, чтобы в тех же терминах рассматривалась и возможность подобных инвестиций в слаборазвитых странах. На этом пути мы могли бы высвободить огромный потенциал, скрытый в наших странах, которые эксплуатировались нещадно, но никогда не получали помощи в своём развитии. Мы могли бы открыть новый этап международного разделения труда, основанный не на истории того, что было сделано до настоящего момента, но на будущей истории того, что может быть сделано.
Государства, на территории которых будут производиться эти новые инвестиции, будут обладать всеми естественными правами суверенной собственности на них, не связанными ни с какими платежами или кредитами. Но они будут обязаны прставлять оговоренные количества продукции в страны-инвесторы на протяжении определённого числа лет по установленным ценам.
Метод финансирования локальных расходов страны, принимающей инвестиции подобного рода, также заслуживают изучения. Поставки товаров по долговременным кредитам, выделяемым правительствам слаборазвитых стран, могут быть одной из форм помощи, не требующих привлечения свободно-конвертируемой твёрдой валюты.
Ещё одной сложной проблемой, требующей решения, является освоение технологий. Всем нам прекрасно известно о нехватке в слаборазвитых странах технических специалистов. Не хватает учебных заведений и учителей. Иногда нам не хватает действительного понимания наших нужд и мы не принимаем решения о проведении в жизнь политики первоочередного развития в технической, культурной и идеологической областях.
Соцстраны должны оказывать помощь в организации технических учебных заведений. Они должны настаивать на огромной важности этого и направлять технических специалистов для покрытия текущих потребностей.
Этот последний момент следует подчеркнуть особо. Технические специалисты, приезжающие в наши страны должны быть людьми исключительными. Этим товарищам предстоит столкнуться с незнакомой обстановкой, часто технологически-враждебной, с языковой проблемой и с совершенно иными обычаями. Технические специалисты, взявшиеся за эту непростую задачу, должны быть, прежде всего, коммунистами в самом полном и благородном смысле этого слова. Одно это качество, плюс немного гибкости м организации, позволит совершить чудеса.
Мы знаем, что это может быть сделано. Поскольку братские страны уже послали к нам некоторое число технических специалистов, которые сделали для развития нашей страны больше, чем 10 институтов, и укрепили нашу дружбу сильнее, чем 10 послов или 100 дипломатических приёмов.
Если мы сможем реализовать вышеперечисленные пункты — и если все технологии развитых стран будут доступны слаборазвитым странам, не стеснённые современной патентной системой, препятствующей распространению изобретений, сделаных в разных странах — мы очень далеко продвинемся в нашем общем деле.
Империализм потерпел поражение во многих отдельных сражениях. Но он продолжает оставаться значительной силой в мире. Мы не вправе ожидать его окончательного поражения иначе чем на пути совместных усилий и жертв.
Предложенный набор мер, однако, не может быть реализован в одностороннем порядке. Соцстраны должны помочь оплатить развитие слаборазвитых стран, мы согласны с этим. Но и слаборазвитые страны также должны собрать свои силы, с железной решимостью встать на путь построения нового общества — как бы они ни называли его — в котором машина, орудие труда, больше не является орудием эксплуатации человека человеком. Не следует ожидать доверия соцстран и тем, кто балансирует между капитализмом и социализмом, пытаясь использовать обе силы в качестве противовесов, чтобы извлечь какие-то выгоды из подобной конкуренции. Новая политика абсолютной серьёзности должна царить в отношениях между этими двумя группами обществ. Стоит подчеркнуть ещё раз, что средства производства по возможности должны быть в руках у государства, чтобы следы эксплуатации могли постепенно исчезнуть.
Кроме того, развитие не может быть сплошной импровизацией. Строительство нового общество необхомо планировать. Планирование — один из законов социализма и без него социализма просто не было бы. Без надлежащего планирования не может быть адекватных гарантий, что все различные сектора экономики страны будут гармонично сочетаться для требуемого нашей эпохой рывка вперёд.
Че Гевара и «политический активизм»
Один из биографов Эрнесто Гевары, Джон Ли Андерсон (написавший если и не самое лучшее, то по крайней мере наиболее полное жизнеописание Че), рассказывает о событиях, последовавших за военным переворотом в Аргентине в 1943 году. Возмущённые политическими репрессиями и вмешательством правительства в жизнь университетов, студенты и профессора университета в Кордобе (где в то время проживала семья Гевара) вышли на улицы. Многие были арестованы, в их числе — один из ближайших друзей Эрнесто, Альберто Гранадо.
Тянулись недели без малейших признаков того, что студентам в обозримом будущем предъявят обвинение или отпустят их на свободу. Организованный арестованными подпольный «комитет заключённых» призвал учеников средних школ Кордобы выйти на марш протеста с требованием их освобождения. Альберто попросил пятнадцатилетнего Эрнесто присоединиться, но тот неожиданно отказался. Он сказал, что сделает это только в том случае, если ему дадут револьвер. Он пояснил Альберто, что планируемый марш — бессмысленная акция, которая не даст никаких результатов, а учеников «измордуют дубинками».
В начале 1944 года, после двух масяцев заключения, Альберто Гранадо был отпущен полицией. Несмотря на отказ Эрнесто выйти на демонстрацию в его защиту, они остались друзьями. В свете его страсти к рискованным и безответственным выходкам, эта неготовность Эрнесто помочь другу просто поражает. А учитывая его крайнюю юность и видимое безразличие к аргентинской политике, «принципиальность» его позиции представляется сомнительной. Тем не менее это парадоксальное сочетание радикально звучащих заявлений с демонстрацией отсутсвия какого бы то ни было интереса к политическому активизму стало типичным для Эрнесто в период его взросления.
То, что буржуазному журналисту так и не удалось понять, что в политике главное — это добиться результата, а не получить дубинкой по почкам, не удивительно. Ему, с младых ногтей привыкшему видеть в западном «политическом активизме» проявление этакой «истинной революционности», не смогли помочь даже 5 лет, потраченные на изучение жизни Че. Удивительно, что наши великовозрастные «комсомольцы» до сих пор не могут уяснить себе того, что было очевидно восьмикласнику Эрнесто Геваре, и периодически таскаются с его портретами, как с чудотворными иконами, по улицам Москвы и других городов СНГ с упорством, заслуживающим лучшего применения, нарываясь на «приключения» с милицией.
К планированию нельзя относиться как к частной проблеме каждой из наших небольших стран, с исковерканной экономикой, обладающих каким-то сырьём или производящих какие-то товары или полуфабрикаты, но нуждающихся в большинстве других. С самого начала планирование должно иметь некоторую региональную составляющую в целях взаимопроникновения различных национальных экономик и, таким образом, интеграции на действительно взаимовыгодной основе.
Мы считаем, что дорога, лежащая перед нами, полна опасностей, но не накликанных или предсказанных каким-то гением опасностей в отдалённом будущем, а вполне ощутимых опасностей, вытекающих из окружающей нас действительности. Борьба с колониализмом подошла к своему завершению, но в наше время колониальный статус является лишь следствием империалистического доминирования. Пока существует империализм он по пределению будет доминировать над другими странами. Сегодня это доминирование называется неоколониализмом.
Первоначально неоколониализм появился в Южной Америке, на всём континенте, а сегодня он всё сильнее и сильнее чувствуется в Африке и Азии. Его проникновение и развитие может принимать различные формы. Одну из них — грубую форму — мы наблюдаем в Конго. Грубая сила, не скрывающаяся и не ообращающая внимания ни на что, является его главным оружием. Но есть и другая, более скрытая форма: проникновение в страны, добившиеся политической независимости, налаживание связей с новоявленной местной буржуазией, формирование паразитического буржуазного класса, находящегося в тесном союзе с интересами метрополии. Такое развитие основывается на некотором временном росте уровня жизни народа, поскольку в крайне отсталой стране просто шаг от феодальных к капиталистическим отношениям представляет из себя большой прогресс, несмотря на катастрофические последствия для рабочих в будущем.
Неоколониализм обнажил свои когти в Конго. Но это признак не силы, а слабости. Он вынужден был обратиться к силе, своему главному оружию, как к экономическому аргументу. Это вызвало крайнюю степень недовольства. Но в то же время гораздо более скрытые формы неоколониализма практикуются в других странах Африки и Азии. Это быстро приводит к тому, что некоторые называют южно-американизацией этих стран; а именно, формированию паразитической буржуазии, которая не вносит ничего в национальное богатство своих стран, а напротив — вкладывает свои огромные неправедные доходы в иностранные капиталистические банки и заключает сделки с другими странами в погоне за ещё большими прибылями, абсолютно не заботясь о благосостоянии народа.
Есть также и другие опасности, такие как конкуренция между братскими странами, политически дружественными, иногда — соседями, когда обе они одновременно пытаются развивать одинаковые отрасли, а рынок часто не может справиться с увеличившимся объёмом производства. Недостатком конкуренции является бессмысленная трата энергии, которая могла бы быть использована для достижения гораздо лучшей экономической координации; более того, её наличие даёт империалистическим монополиям пространство для манёвра.
Когда какой-то конкретный инвестиционный проект было невозможно реализовать за счёт помощи соцлагеря, бывали случаи, что он реализовывался подписанием соглашения с капиталистами. К недостаткам подобных капиталистических инвестиций относятся не только условия займа, но также и другие, гораздо более важные факторы, такие как организация совместных предприятий с опасным соседом. Поскольку подобные инвестиции в общем случае дублируют аналогичные, сделанные в других государствах, они имеют тенденцию сеять рознь между дружественными странами за счёт привнесения экономического соперничества. Кроме того, они порождают опасность коррупции, проистекающую от постоянного присутствия капитализма, который весьма искусен в создании видимости развития и процветания и затуманивании мозгов множеству людей.
Через некоторое время цены на рынке, насыщенном схожими товарами, падают. Пострадавшие от этого страны вынуждены делать новые займы или разрешать дополнительные инвестиции для поддержания конкурентоспособности. В конечным итоге подобная политика приводит к переходу экономики в руки монополий и медленному, но верному возврату к прошлому. Как мы видим, единственным безопасным инвестиционным методом является прямое участие государства в качестве единственного покупателя товаров, ограничивая империалистическую активность контрактами на поставки и не позволяя им даже одной ногой вступить в наш дом. И в этом случае будет справедливо и правильно воспользоваться межимпериалистическими противоречиями для получения наименее обременительных условий.
Мы должны опасаться «безвозмездной» экономической, культурной и иной помощи, предоставляемой империализмом непосредственно или через марионеточные государства, что встречает лучший приём в некоторых частях мира.
Если все эти опасности не заметить вовремя, некоторые страны, начавшие дело своего национального освобождения с верой и энтузиазмом, могут обнаружить себя на пути в неоколониализм по мере того как монополии скрытно, шаг за шагом укрепляют свою власть, так что внешние проявления этого трудно заметить до тех пор, пока они жёстко не дадут о себе знать.
Предстоит большая работа. Громадные задачи стоят перед нашими двумя мирами — миром соцстран и так называемым третьим миром — задачи, непосредственно касающиеся человека и его благосостояния и имеющие отношение к борьбе с главной силой, несущей ответственность за нашу отсталость. Перед лицом этих задач все страны и народы, осознающие свой долг, опасность ситуации, необходимость жертв во имя прогресса, должны предпринять конкретные шаги для цементирования нашей дружбы в двух областях, которые в принципе нельзя разделить, в экономической и в политической. И мы должны организовать широкий крепкий блок, который, в свою очередь, поможет новым странам освободиться не только от политической власти империализма, но и от его экономической власти.
Вопрос освобождения от политической власти угнетателей путём вооружённой борьбы должен решаться в соответствии с приципами пролетарского интернационализма. В социалистической стране, во время войны, было бы абсурдом представить себе директора завода, требующего гарантированной оплаты прежде чем он отгрузит на фронт танки, построенные заводом. Не меньшим абсурдом должо считаться и выяснение, могут ли люди, сражающиеся за своё освобождение или нуждающиеся в оружии для защиты свободы, гарантировать оплату.
В нашем мире вооружения не могут быть товаром. Они должны предоставляться народам, нуждающимся в них для борьбы с общим врагом, бесплатно и в количенствах, требуемых и доступных. Это тот дух, в котором СССР и Китайская Народная Республика предложили нам свою военную помощь. Мы социалисты; мы даём гарантии надлежащего использования этих вооружений. Но мы — не единственные и каждый из нас заслуживает такого же обращения.
В ответ на проклятое нападение империализма Соединённых Штатов на Вьетнам и Конго эти братские страны должны снабжаться всем необходимым для обороны, должна быть проявлена полная, ничем не обусловленная солидарность с ними.
В области экономики мы должны двигаться по пути развития, используя наиболее передовые из возможных технологий. Мы не можем следовать долгому, посепенному восхождению из феодализма в эру атомной энергии и автоматики. Это был бы путь громадных и, по большей части, бессмысленных жертв. Мы должны начитать с современного технологического уровня. Мы должны совершить огромный технологический рывок, который сократит сегодняшний разрыв между более развитыми странами и нами. Технологии должны применяться на больших заводах, а также в должном образом развитом сельском хозяйстве. Самое главное, в основе должно быть технологическое и идеологическое образование, достаточно массовое и глубокое для того, чтобы содержать научно-исследовательские институты и организации, которые должны быть созданы в каждой стране, плюс также люди, которые будут применять уже существующие технологии и окажутся способны к освоению новых технологий.
Эти кадры должны иметь чёткое представление о своём долге по отношению к обществу, в котором они живут. Не может быть адекватного технологического образования, если оно не дополнено идеологическим образованием — без этого, в большинстве наших стран, не может быть ни адекватного основания для промышленного развития, которое определяет развитие современного общества, ни обеспечения самыми базовыми потребительскими товарами и адекватного школьного образования.
Значительная часть национального дохода должна расходоваться на так называемые непродуктивные инвестиции в образование. Приоритетным должно быть повышение производительности труда в сельском хозяйстве. Последняя достигла поистине невероятного уровня во многих капстранах, породив бессмысленный кризис перепроизводства и излишки зерна и других пищевых продуктов, а такде промышленного сырья в развитых странах. В то время как весь остальной мир голодает, эти страны обладают землёй и рабочей силой, достаточными для того, чтобы произвести в несколько раз больше того, что нужно, чтобы накормить весь мир.
Сельское хозяйство следует считать одним из столпов нашего развития. Следовательно, фундаментальным аспектом нашей работы должно быть изменение аграрной структуры, адаптация к новым технологическим приёмам и к новым требованиям искоренения эксплуатации человека.
Перед тем как принимать дорогостоящие решения, которые могут нанести непоправимый вред, следет произвести тщательную разведку национальной территории. Это — один из предварительных шагов в экономическом исследовании и базовая предпосылка надлежащего планирования.
Мы горячо поддерживаем алжирское предложение касательно организационного оформления наших отношений. Нам только хотелось бы предложить ряд дополнений:
Во-первых, для того, чтобы союз мог быть инструментом борьбы с империализмом, необходима поддержка со стороны латиноамериканских стран и сотрудничество с соцстранами.
Во-вторых, мы должны быть начеку в части сохранения революционного характера союза, не допуская приёма в него правительств или движений, не отражающих чаяний народа, и создав механизмы, которые позволят исключать из него любые правительства или массовые движения, сошедшие с пути справедливости.
В-третьих, мы должны выступать за установление новых, равных отношений между нашими и странами и странами капитализма, учредитьвить революционное правосудие для защиты себя в случае кофликтов и для внесения нового духа в отношения между нами и остальным миром.
Мы говорим на языке революции и мы честно сражаемся за победу нашего дела. Но мы часто увязаем в сетях международного права, возникшего в результате противоречий между империалистическими силами, а не между свободными народами, справедливыми народами в процессе их борьбы.
Например, наши народы страдают от тягот иностранных баз, расположенных на их территориии, или вынуждены нести тяжёлое бремя иностранных долгов невероятных размеров. История этих пережитков всем нам хорошо известна. Марионеточные правительства, правительства, ослабленные длительной борьбой за освобождение, или действие законов капиталистического рынка привели к соглашениям, опасным для нашей внутренней стабильности или угрожающим нашему будущему. Сегодня пришло время сбросить ярмо, вынудить пересмотр кабальных иностранных долгов, заставить империалистов уйти со своих агрессивных баз.
Мне не хотелось бы завершать эти замечания, это повторение известных вам всем концепций, без заострения внимания этого собрания на том факте, что Куба — не единственная латиноамериканская страна; она лишь единственная, имеющая возможность сегодня обратиться к вам. Другие народы проливают свою кровь для завоевания прав, которые есть у нас. Когда мы шлём наши приветствия отсюда, со всех других конференций и из мест, где они могут быть собраны, героическим народам Вьетнама, Лаоса, так называемой Португальской Гвинеи, Южной Африки или Палестины — всем эксплуатируемым странам, сражающимся за своё освобождение — мы должны одновременно обратиться со словами дружбы и воодушевления, протянуть руку братским народам Венесуэлы, Гватемалы и Колумбии, которые сегодня с оружием в руках говорят решительное «Нет!» империалистическому врагу.
Есть немного мест столь же символических как Алжир — одна из самых героических столиц свободы — для провозглашения этой декларации. Пусть же великий алжирский народ — закалённый как немногие други в тяжёлой борьбе за независимость, под решительным руководством своей партии, возглавляемой нашим дорогим товарищем Ахмедом Бен Белла — вдохновляет нас в этой беспощадной борьбе с мировым империализмом.
Джефф Монсон, американский анархист, снова приезжал в Россию, чтобы драться с российским бойцом Денисом Комкиным. Поразил всех тем, что вышел на ринг под Гимн Советского Союза. Путин присутствовал, и ему пришлось встать вместе со всем залом. Монсон победил уже на второй минуте.
Южная Корея изымает из учебников любые упоминания о теории эволюции
Вы, должно быть, слышали о том, что в некоторых штатах США сторонники креационизма и противники преподавания эволюционной теории добились определённых успехов (хотя окончательная победа ещё далека). По сравнению с тем, что творится в Южной Корее, это цветочки.
Министерство образования, науки и техники Южной Кореи поддалось давлению и объявило, что многие издатели выпустят пересмотренные учебники, в которых не будет примеров эволюции. Биологи в шоке. Их никто не спросил. «Министерство просто отправило бумагу издательствам и предоставило им право принимать решение на свой страх и риск», — поясняет Дайк Чан из Сеульского национального университета.
Организатором кампании стало «Общество за пересмотр учебников». Оно призывает к удалению «ошибок» из учебников и прививание «правильных» взглядов школьникам и студентам. Общество утверждает, что его поддерживают профессора биологии и школьные преподаватели.
В частности, организации не нравятся упоминания об эволюции человека и адаптации клюва вьюрка к среде обитания и способу существования. Последнее — одно из самых известных наблюдений Дарвина, положенных в основу теории происхождения видов. Активисты апеллируют к свежим научным открытиям: например, недавно высказано мнение, что археоптерикс был одним из многих пернатых динозавров и не обязательно предком всех птиц. Разумеется, креационисты закрывают глаза на то, что это не более чем гипотеза, причём спорная, и что это никоим образом не отменяет самого факта эволюции.
"Общество за пересмотр учебников" является ответвлением Корейской ассоциации креационистских исследований, которая стремится представить доказательства в поддержку мифа, изложенного в библейской Книге Бытия, и по каким-то причинам постепенно набирает популярность. В начале 2008 года в одном из крупнейших развлекательных парков страны Seoul Land с успехом прошла соответствующая выставка. Организация утверждает, что ведутся переговоры о повторном мероприятии, которое на этот раз продлится год вместо трёх месяцев.
Даже в кампусе ведущего научного учреждения страны — Корейского института науки и техники — есть креационистский стенд. В 1993 году его установили учёные, уверовавшие в креационизм. В институте также имеется своя ассоциация креационистской науки.
В 2009 году опрос, проведённый для документального фильма «Эпоха бога и Дарвина», показал, что почти треть респондентов не верит в эволюцию. 41% из них заявил, что нет достаточных научных доказательств эволюции, 39% признались, что эволюция противоречит их религиозным убеждениям, 17% просто не понимают эту теорию. Кстати, почти аналогичная ситуация сложилась в США: по данным фирмы Gallup, около 40% американцев не верят, что люди произошли от менее развитых форм жизни.
В Южной Корее около половины населения считает себя верующими, причём христианство и буддизм имеют примерно равные позиции. Но опрос учителей-стажёров показал, что не вера является основным фактором, определяющим отношение к эволюции. Кроме того, 40% учителей биологии согласились с утверждением, что «основная часть научного сообщества сомневается в теории эволюции». При этом половина опрошенных отвергла мысль о том, что современные люди являются продуктом эволюционного процесса.
Г-н Дайк Чан готов возложить ответственность за это безобразие на себя и своих коллег. По его словам, научное сообщество почти никак не борется с антиэволюционными настроениями. «Самая большая проблема заключается в том, что в стране насчитывается всего пять–десять учёных, которые преподают теорию эволюции студентам и выпускникам», — говорит он.
Поэтому специалист приступил к организации группы экспертов с участием не только учёных, но и богословов, признающих эволюцию.
«Греция для греков. Иностранцы, вон!»: с таким лозунгом неонацистская партия ЗОЛОТАЯ ЗАРЯ впервые в истории прошла в греческий парламент на досрочных выборах в воскресенье.
Народ наказал партии-лидеров, которых обвинил в затяжном кризисе и устав от проблем пошел за ультраправыми, которые предлагают заминировать границы с Турцией, выйти из Евросоюза и национализировать банки.
Впрочем, их лидера тот факт, что они намного преодолели необходимый трехпроцентный барьер, не удивил.
“Греки были всегда националистами и сейчас у них появилась возможность выразить свою политическую волю. Никто не должен меня страшиться, если это человек – добропорядочный гражданин Греции, а судьба предателей меня не волнует,” – заявил лидер “Золотой Зари” Николаос Михалолиакос.